ФГБОУ ВПО
«КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт калмыцкой филологии ч востоковедения
Центральный Хурул Республики Калмыкия
«Золотая обитель Будды Шакьямуни»
«Буддизм в России и на Западе:
исторический опыт и
современные реалии»
Материалы
Круглого стола «Буддизм в России и на Западе:
исторический опыт и современные реалии»,
посвященного 100-летию со дня рождения
выдающегося калмыцкого религиозного деятеля
Геше Вангьяла (14 октября 2011 г.).
Элиста, 2012
Стр.1
УДК 294.3
ББК 63.587
Б 903
Буддизм в России и на Западе: исторический опыт и
Б 903 современные реалии: Сборник статей. / Под ред. Е.Э. Хабуновой,
В.Н. Бадмаева, М.С. Уланова - Элиста: ЗАОр «НПП
«Джангар», 2012. - 136 с.
В сборник включены научные статьи участников Круглого
стола «Буддизм в России и на Западе: исторический опыт и современные
реалии», состоявшегося 14 октября 2011 года на базе
Центрального Калмыцкого хурула и Калмыцкого государственного
университета. В сборник вошли статьи профессоров, доцентов,
преподавателей, аспирантов, а также родственников и учеников
Геше Вангьяла. В них освещаются страницы жизни известного
калмыцкого просветителя Геше Вангьяла и актуальные проблемы
современной буддологии.
Сборник предназначен для студентов вузов, аспирантов, преподавателей,
а также широкого круга специалистов, интересующихся
вопросами религиоведения, истории, культурологии и философии.
Статьи
публикуются в авторской редакции.
ISBN 978-5-94587-509-8
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ректора КалмГУ Салаева Б.К
Вступительное слово Шаджин-ламы Калмыкии
Тэло Тулку Ринпоче
Амаева Д.В. Роль религиозного образования в становлении
национальной интеллигенции в начале XX века
Бадмаев В.Н. Духовная культура калмыков в
социально-философском осмыслении
Бадмаев С. Б. Два момента в истории жизни Геше
Вангьяла
Бадмаева Е.Н. Государственная политика и религиозная
ситуация в Нижнем Поволжье в 1920-1930-е гг.
Бакаева Э.П. Сакральные места Калмыкии: к проблеме
сохранения наследия
Бакаева Э.П., Мошулдаев Б.В. Проблемы реставрации
Хошеутовского хурула
Батырева С.Г. Буддийское искусство Калмыкии.
Из истории изучения
Joshua and Diana Cutler. Students of Geshe Wangyal
David Urubshurow. Geshe Wangyal: a remembrance and
appreciation
Наднеева K.A., Тюмидова M.E. Лама Геше Вангьял и
его вклад в культуру калмыков
Нурова Г.В. Геше Вангьял и сэр Чарльз Белл
Поваева Е.Б. Геше Вангьял - калмыцкий лама
Сударкина Х.В. Феномен мультикультурализма в западных
глобализирующихся обществах
Уланов М.С. «Паломничество в страну Востока»: феномен
распространения буддизма на Западе
Хабунова Е.Э. Традиционная обрядность калмыков
в свете возрождения и распространения буддизма в
Республике Калмыкия
€> ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2012.
© Коллектив авторов, 2012.
5
8
9
16
23
25
31
42
57
70
71
80
88
94
101
108
124
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Многие из высоких буддийских практиков, посещая Калмыкию,
непременно упоминают известного калмыцкого ламу Геше
Вангьяла, нашего соотечественника, немало сделавшего для распространения
учения Будды в США и Европе. Известно, что родом
Геше Вангьял из селения Шин Мер Кетченеровского района. Отсюда
двадцатилетним юношей он отправился в Тибет продолжать
свое образование в Дрепунг Гоманге - монашеском университете
великого монастыря Дрепунг в Лхасе. Здесь Геше учился до 1935
года, когда он решил, что ему необходимо вернуться на родину за
финансовой поддержкой для завершения учёбы.
По пути домой он узнал о преследовании религиозных деятелей
и религии в Советской России, и задержался в Пекине. Там
Геше устроился в издательство, где сличал между собой различные
тибетские издания Ганджура и Данджура. В 1937 году, скопив
достаточно средств для защиты учёной степени геше, он вернулся
в Тибет через Индию.
В Индии, будучи в Калькутте, он был нанят переводчиком сэра
Чарльза Белла, крупного британского дипломата и исследователя.
В качестве переводчика он сопровождал Белла в поездке по Китаю
и Маньчжурии. После этого он вернулся в Тибет, успешно защитился
на степень геше в Лхасе и создал фонд помощи для защиты
степени геше для монахов из Монголии и России, которые, подобно
ему, оказались отрезаны от поддержки родственников.
Во время оккупации Тибета Геше Вангьял бежал в Индию. В
1955 году он уехал из Индии в США, где возникла необходимость
в священнослужителе для новой диаспоры калмыков, расселённой
в Нью-Джерси, Нью-Йорке и Пенсильвании.
В 1958 году Геше Вангьял основал в Вашингтоне, штат НьюДжерси,
тибетский буддийский монастырь Лабсум Шедруб Линг.
Он был главным наставником монастыря вплоть до своей смерти
в январе 1983 года. Здесь у него учились многие известные люди.
Монастырь значительно повлиял на распространение тибетского
буддизма в США.
5
Стр.3
Геше Вангьял также преподавал в Колумбийском университете
в Нью-Йорке. В 1960-70-х годах он спонсировал поездки в США
монахов из поселений тибетских беженцев в Индии и обучал их
английскому языку, чтобы они могли служить тибетской диаспоре
в США.
Именно благодаря Геше Вангьялу и его ученикам состоялся
первый визит Его Святейшества Далай-ламы XIV в Америку. С
тех пор практически каждый год Далай-лама посещает эту страну,
где у него много последователей. Там же Его Святейшеству в
о 1979 году показали маленького Тэло Тулку Ринпоче, родителям
которого Далай-лама посоветовал отдать мальчика, впоследствии
признанного перерождением махасиддхи Тилопы, на учебу в монастырь
Дрепунг Гоманг.
Доктор Вангьял перевёл и издал два тома тибетских и санскритских
легенд, иллюстрирующих буддийское учение: The Door
of Liberation и The Prince Who Became a Cuckoo. Он также совместно
с Брайаном Кутилло перевёл и издал Illuminations of SakyaPandita.
По
совету Геше Вангьяла и Далай-ламы XIV в 1972 году был
основан Американский институт буддологии. Среди его студентов
были тибетологи и буддийские активисты Роберт Турман, Джеффри
Хопкинс, Александр Берзин и художник Тед Сет Джейкобс.
Говоря о роли Геше в истории буддизма, можно сказать, что
он фактически исполнил предсказания Будды, который говорил о
дальнейшем распространении Учения Будды на север. Мы должны
быть благодарны Геше Вангьялу также за то, что Его Святейшество
Далай-лама направил к нам в Калмыкию опытного наставника
Геше Тензин Дугду, который в течение многих лет неустанно
даровал учение Будды для калмыцкого народа. Известно, что Геше
Дугда и Геше Вангьял учились вместе, и наш земляк часто рассказывал
Геше Дугде о Калмыкии, который всегда мечтал увидеть
родную землю сокурсника. В конце концов, так и случилось. Геше
Дугда буквально сроднился с нашей землей, с нашим народом и
сыграл огромную роль в возрождении здесь подлинной Дхармы.
Несмотря на то, что объективные обстоятельства сделали невозможным
возвращение Геше Вангьяла в Калмыцкие степи, где
6
бы он ни был, он всегда помнил о родной стороне и завещал своим
ученикам: как только позволят обстоятельства, побывать на его
родине. И вот совсем недавно, весной 2012 г., благодаря усилиям
Тэло Тулку Ринпоче, Шаджин ламы республики, Калмыкию посетил
один из его главных учеников профессор Колумбийского университета
Роберт Турман.
На родине Геше в поселке Шин Мер прошла великолепная лекция
Роберта Турмана, который говорил о жизни Геше Вангьяла.
Он рассказывал о том, какое благотворное влияние оказывал его
Учитель на окружающих, о его пророчествах, которые тогда казались
несбыточными. Однако время показывало, как шаг за шагом
сбываются все его слова. Профессор даже вспомнил, что Учитель
говорил ему: «Когда ты будешь пожилым, ты будешь даровать Учение
в России. Учи русский язык». «И вот я в России, но русский не
выучил, придется им заняться», - заметил профессор.
Во время своего визита в Калмыкию профессор Роберт Турман
встретился со студентами и преподавателями Калмыцкого государственного
университета. Он рассказал о своей жизни, знакомстве
с тибетским буддизмом, духовным лидером всех буддистов мира
Его Святейшеством Далай-Ламой и, конечно, о своем драгоценном
Учителе Геше Вангьяле.
Проведение в Калмыцком государственном университете
научно-образовательных мероприятий, публикация научных сборников,
посвященных исследованию буддизма, имеет важное значение
в плане привлечения богатого потенциала буддистской культуры
к решению современных проблем, духовно-нравственного
воспитания молодежи.
Ректор КалмГУ Б.К. Салаев
7
Стр.4