Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Лингвистика текста и текстовый аспект изучения синтаксиса в школе: уч.-метод. рекомендации. 2-е изд.. испр. (110,00 руб.)

0   0
АвторыОсипова Элина Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц38
ID145747
АннотацияВ учебно-методических рекомендациях раскрываются научные основы развития речи, особое внимание обращается на основные положения лингвистики текста, объясняется сущность текстового аспекта при изучении синтаксиса в школе, характеризуются типичные недочеты в построении текста учащимися и приемы работы, направленные на их устранение.
Кому рекомендованоПредназначается для учителей русского языка, словесности, студентов филологического факультета.
Лингвистика текста и текстовый аспект изучения синтаксиса в школе: уч.-метод. рекомендации. 2-е изд.. испр. / Э.Н. Осипова .— : [Б.и.] .— 38 с. — URL: https://rucont.ru/efd/145747 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Э.Н. Осипова Лингвистика текста и текстовый аспект изучения синтаксиса в школе Учебно-методические рекомендации Издание третье, дополненное Архангельск 2009 Печатается по решению редакционно-издательской комиссии факультета филологии и журналистики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова Автор: Э.Н. Осипова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ПГУ, заслуженный работник высшей школы РФ Рецензент: Т.А. Сидорова, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка ПГУ; В учебно-методических рекомендациях раскрываются научные основы развития речи, особое внимание обращается на основные положения лингвистики текста, объясняется сущность текстового аспекта при изучении синтаксиса в школе, характеризуются типичные недочеты в построении текста учащимися и приемы работы, направленные на их устранение. <...> Изучение языка и развитие речи различные, но тесно связанные процессы. <...> Осуществлять речевое развитие учащихся учителю прежде всего поможет знание лингвистических основ работы по развитию речи. <...> Лингвистика текста изучает текст как целостное образование, его признаки (категории), закономерности построения и особенности функционирования языковых единиц в тексте. <...> Первое - смысловая цельность текста; ее проявления – связанность и развернутость компонентов текста, их интеграция и композиция – мотивированное расположение частей. <...> Связность достигается единством текстообразующих средств, это грамматическое, смысловое и коммуникативное (теморематическое) единство. <...> Смысловую цельность текста обеспечивает предмет речи – тема как 3 «смысловое ядро текста» (О.И. Москальская), его обобщенное содержание. <...> Развитие речи: теория и практика обучения" (1991) смысловая цельность называется как второй признак текста и связывается с общим понятием информативности: содержательнофактуальная информация, заключенная в тексте, и есть тема текста (о чем <...>
Лингвистика_текста_и_текстовый_аспект_изучения_синтаксиса_в_школе_уч.-метод._рекомендации._2-е_изд.._испр._.pdf
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Кафедра русского языка Э.Н. Осипова Лингвистика текста и текстовый аспект изучения синтаксиса в школе Учебно-методические рекомендации Издание третье, дополненное Архангельск 2009
Стр.1
Печатается по решению редакционно-издательской комиссии факультета филологии и журналистики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова Автор: Э.Н. Осипова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ПГУ, заслуженный работник высшей школы РФ Рецензент: Т.А. Сидорова, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка ПГУ; В учебно-методических рекомендациях раскрываются научные основы развития речи, особое внимание обращается на основные положения лингвистики текста, объясняется сущность текстового аспекта при изучении синтаксиса в школе, характеризуются типичные недочеты в построении текста учащимися и приемы работы, направленные на их устранение. Предназначается для учителей русского языка, словесности, студентов филологического факультета.  Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2009 2
Стр.2
I. Научные основы развития речи. Лингвистика текста. Разграничение языка как системы средств общения (фонетических, лексических, грамматических) и речи – функционирования этой системы, использования ее средств в речемыслительной деятельности важно для методики преподавания. Изучение языка и развитие речи различные, но тесно связанные процессы. Как же соединить изучение системы языка с раскрытием коммуникативной предназначенности его единиц, направить этот процесс в русло формирования коммуникативных умений во всем их многообразии и сложности? Осуществлять речевое развитие учащихся учителю прежде всего поможет знание лингвистических основ работы по развитию речи. Они заложены тремя лингвистическими дисциплинами, сложившимися постепенно в XX столетии: функциональной стилистикой, культурой речи и лингвистикой текста. Функциональная стилистика – наука о разновидностях речи (стилях) в определенных сферах общения, она учит, что нет речи "вообще", ситуация общения выдвигает определенные требования к организации высказывания: к отбору и содержания, и языковых средств его выражения. Культура речи – наука, которая характеризует качества речи: ее правильность, т.е. соблюдение литературных норм, и коммуникативную целесообразность: ее точность, богатство, выразительность. Лингвистика текста изучает текст как целостное образование, его признаки (категории), закономерности построения и особенности функционирования языковых единиц в тексте. В практике обучения принято выделять три ведущих текстовых свойства. Первое - смысловая цельность текста; ее проявления – связанность и развернутость компонентов текста, их интеграция и композиция – мотивированное расположение частей. Связность достигается единством текстообразующих средств, это грамматическое, смысловое и коммуникативное (теморематическое) единство. Смысловую цельность текста обеспечивает предмет речи – тема как 3
Стр.3
«смысловое ядро текста» (О.И. Москальская), его обобщенное содержание. В книге для учителя В.И. Капинос и др. "Развитие речи: теория и практика обучения" (1991) смысловая цельность называется как второй признак текста и связывается с общим понятием информативности: содержательнофактуальная информация, заключенная в тексте, и есть тема текста (о чем говорится: факты, события, процессы и т.д., реальные или предполагаемые), а содержательно-концептуальную информацию, которую несет текст, называют основной мыслью текста (что говорится: замысел автора, его понимание отношений, связей описываемых событий и т.д.). Связность – условие цельности текста, одна из ее составляющих, но цельность не может сводиться к связности. Цельность – это единство тематического, логического, стилистического, концептуального плана. Итак, смысловая цельность текста достигается не только единством темы, но и тем, что отбор материала подчиняется основной мысли. В заголовке текста обозначается тема или основная мысль. Поэтому заголовок – часть композиции текста, его сильная позиция (это первое слово автора). Второе качество текста – его членимость: выделяются отдельные части текста, самостоятельные текстовые структуры, возможно прагматическое членение на разделы, части, параграфы и т.д. В процессе членимости ведущая тема распадается на подтемы, они членятся на микротемы. Каждая их них связана и с предшествующей и с последующей – так достигается смысловая связность текста, она обеспечивается внешними связями частей, их мотивированным расположением и преемственностью смыслов. Смысловая целостность достигается не только в тематическом, но и проблематическом и идейном содержании. В тексте микротеме соответствует абзац или сложное синтаксическое целое (ССЦ). Абзац может состоять из нескольких ССЦ и, наоборот, несколько абзацев образуют одно ССЦ. На уровне смыслового анализа абзац далее не членится, каждый элемент его (даже звук) имеет значение. Это композиционно смысловое единство письменного текста имеет определенное строение: может состоять из ключевой и комментирующей части, а может иметь трехчастное построение: ключевая фраза, комментирующая часть и концовка. В книге В.И. Капинос членимость текста дается первым 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.