Е.М. Муравьев
МЕТОДИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Брянск 2002
ББК 74.263
М – 91 <...> Содержание предметной подготовки студентов
– будущих учителей технологии и предпринимательства .......................... 62
3.1. <...> Общая структура и содержание предметной подготовки студентов ......62 <...> Методика преподавания технологии как отрасль педагогической науки ... <...> Общая характеристика профессионально-педагогической
деятельности учителя технологии и требования к его подготовке ...................84
Глава 5. <...> Основы содержания лекционного курса методики преподавания
технологии обработки конструкционных материалов ................................ 157 <...> В 1970 году Евгений Михайлович защитил диссертацию на соискание ученой
степени кандидата педагогических наук на тему «Исследование методики обучения школьников планированию своего труда (на занятиях в учебных мастерских)». <...> Евгений Михайлович Муравьев начал научно-педагогическую деятельность
в 1962 году в качестве ассистента кафедры основ технических дисциплин Томского государственного педагогического института, работая одновременно учителем
машиноведения в базовой средней школе этого института. <...> Вся дальнейшая деятельность была связана с вузом: работал ассистентом, старшим преподавателем,
доцентом, профессором, заведовал кафедрами общетехнических дисциплин, педагогики и психологии, трудового обучения, инновационных педагогических технологий; работал проректором пединститута по научной работе. <...> На основе этих исследований и обобщения своего педагогического опыта он разработал и издал авторский курс лекций по общим основам методики преподавания технологии. <...> Монография «Методическая подготовка учителей технологии и предпринимательства» является обобщением и системным изложением результатов длительных исследований данной проблемы и анализа автором большого практического опыта своей научно-педагогической деятельности. <...> Главной стержневой идеей монографии <...>
Методическая_подготовка_учителей_технологии_и_предпринимательства_монография.pdf
Е.М. Муравьев
МЕТОДИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Брянск 2002
Стр.1
ББК 74.263
М – 91
Е.М. Муравьев. Методическая подготовка учителей технологии и предпринимательства.
Монография / Под редакцией члена-корреспондента РАО,
доктора педагогических наук, профессора В.Д. Симоненко. – Брянск: Издательство
Брянского государственного университета, 2002. – 214 с.
ISBN 5-88543-012-8
В монографии системно изложены результаты многолетних исследований
автором содержания образовательной области «Технология», требований к
профессиональной подготовке учителей технологии и предпринимательства и
возможные решения на этой основе проблем подготовки студентов – будущих
учителей этой специальности.
Книга адресована широкому кругу читателей: преподавателям, аспирантам
и студентам старших курсов технолого-экономических факультетов педвузов и
соответствующих отделений педагогических колледжей; преподавателям институтов
повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
методистам учреждений начального и среднего профессионального образования,
работникам районных и городских методических кабинетов и учителям
технологии и предпринимательства.
Рецензенты: Ретивых М.В. – доктор педагогических наук, профессор;
Бронников Н.Л. – кандидат педагогических наук, профессор.
ISBN 5-88543-012-8
© Изд-во БГУ, 2002 г.
© Муравьев Е.М., 2002 г.
2
Стр.2
Содержание
Предисловие ....................................................................................................... 5
Введение ............................................................................................................. 8
Глава 1. Методологические основы методической
подготовки учителей технологии и предпринимательства .......................... 11
1.1. Развитие системы знаний по методике трудового
(технологического) обучения ....................................................................................... 11
1.2. Теоретический анализ содержания образовательной области «Технология»
как первоосновы требований к методической подготовке студентов .................. 19
1.3. Анализ профессиональной деятельности
учителя технологии и предпринимательства ......................................................... 29
1.4. Влияние требований к педагогической деятельности учителя
технологии и предпринимательства на его профессиональную
подготовку в вузе ........................................................................................................... 34
Глава 2. Содержание обучения технологии в общеобразовательной школе ....40
2.1. Краткая история развития трудового
(технологического) обучения в общеобразовательной школе ............................... 40
2.2. Содержание обучения технологии на примере учебного блока
«Технология обработки металлов» ............................................................................ 49
2.3. Содержание обучения технологии
на примере учебного блока «Техникознание» ........................................................... 56
Глава 3. Содержание предметной подготовки студентов
– будущих учителей технологии и предпринимательства .......................... 62
3.1. Общая структура и содержание предметной подготовки студентов ...... 62
3.2. Содержание практической предметной подготовки
студентов на примере технологического практикума .......................................... 67
Глава 4. Методика преподавания технологии как отрасль
педагогических знаний и ее роль в профессионально-педагогической
деятельности учителя ..................................................................................... 74
4.1. Методологические подходы к определению содержания
методики преподавания технологии ......................................................................... 74
4.2. Методика преподавания технологии как отрасль педагогической науки ... 80
4.3. Общая характеристика профессионально-педагогической
деятельности учителя технологии и требования к его подготовке ................... 84
Глава 5. Социально-педагогические основы обучения технологии .......... 89
5.1. Обучение и трудовая технологическая деятельности учащихся ................. 89
5.2. Политехнические основы обучения технологии ............................................... 91
5.3. Трудовая технологическая деятельность как средство воспитания
и развития личности учащегося ................................................................................. 96
5.4. Системы технологического обучения учащихся ........................................... 101
5.5. Общедидактические принципы в обучении технологии ............................... 109
3
Стр.3
Глава 6. Общие вопросы методики обучения технологии ........................ 116
6.1. Методы обучения технологии .......................................................................... 116
6.2. Особенности изучения различных знаний о процессах
преобразования материалов, энергии и информации .......................................... 127
6.3. Урок как основная форма организации обучения технологии .................... 133
6.4. Дополнительное технологическое образование ............................................ 139
Глава 7. Организационно-технические условия обучения технологии ... 145
7.1. Требования к учебно-материальной базе обучения технологии ................. 145
7.2. Учебно-технические средства технологического обучения ....................... 152
Глава 8. Основы содержания лекционного курса методики преподавания
технологии обработки конструкционных материалов ................................ 157
8.1. Задачи и содержание обучения ......................................................................... 157
8.2. Методика изучения технологических операций
и других узловых тем учебной программы ............................................................. 160
8.3. Подготовка и планирование учебного процесса ............................................ 164
Глава 9. Практическое изучение студентами методики
преподавания технологии ............................................................................. 166
9.1. Семинарские и лабораторно-практические занятия ................................... 166
9.2. Внеаудиторные формы методической подготовки ..................................... 173
9.3. Методическая подготовка студентов
в процессе педагогической практики ...................................................................... 177
Глава 10. Система контроля и оценки качества
методической подготовки студентов ........................................................... 180
10.1. Контроль в процессе методической подготовки ........................................ 181
10.2. Итоговый контроль и оценка ......................................................................... 185
Заключение .................................................................................................... 190
Приложения .................................................................................................... 197
4
Стр.4