О.Е. Коханая, доцент, кандидат
философских наук, зам. директора
Института МАСС МЕДИА
Московского государственного
университета культуры и искусств
КОММУНИКАТИВНО – ИГРОВАЯ И
ТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ
ТЕАТРА ДЛЯ
ДЕТЕЙ
И МОЛОДЕЖИ
В начале ХХ века Константин Николаевич Вентцель, ныне
известный русский писатель–философ, педагог, психолог, создатель
«теории свободного гармонического развития жизни и сознания»,
видел ситуацию так: «Ребенок должен иметь право… на свободное
обнаружение своих чувств, хотя бы обнаруживаемые чувства и были
родителям неприятны. <...> Если стеснить свободное обнаружение чувств,
то чувства не будут уничтожены, а только загнаны внутрь и
благодаря воздвигаемой плотине приобретут еще большую силу. <...> Чтобы побороть враждебность детей и их неприязненные чувства,
родители должны переменить тактику в отношении к ним и сами
полюбить их другой любовью, не как свою собственность, а как
формирующихся свободных, самобытных творческих личностей. <...> И
тогда растает лед отчуждения и враждебности, который часто
создается между детьми и родителями». <...> 1
Все научные изыскания К.Н.Вентцеля были направлены на
создание атмосферы полного взаимопонимания воспитателя и
воспитуемого, взрослого и ребенка, снятие всяческих барьеров при
формировании
системы
субъкт-субъектных
отношений. <...> Мы
переносим принципы взаимоотношения между взрослыми и детьми
на театр, так как для обеспечения процесса сотворчества в театре
для детей и молодежи также необходимо полное взаимное доверие
между создателями спектакля и зрителями. <...> Н.Н.Литовцева вспоминала, как К.С. Станиславский попросил,
чтобы все сотрудники театра привели своих детей на генеральную
репетицию «Синей птицы». <...> Традиция трепетного отношения к реакции юного
зрителя на происходящее на сцене стала золотым правилом
театральных
педагогов,
начиная
с
Ленинградского
ТЮЗа <...> Возможность
гармонизации
отношений <...>
Коммуникативно-игровая_и_творческая_функции_театра_для_детей_и_молодёжи_.pdf
О.Е. Коханая, доцент, кандидат
философских наук, зам. директора
Института МАСС МЕДИА
Московского государственного
университета культуры и искусств
КОММУНИКАТИВНО – ИГРОВАЯ И
ТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ ТЕАТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
И МОЛОДЕЖИ
В начале ХХ века Константин Николаевич Вентцель, ныне
известный русский писатель–философ, педагог, психолог, создатель
«теории свободного гармонического развития жизни и сознания»,
видел ситуацию так: «Ребенок должен иметь право… на свободное
обнаружение своих чувств, хотя бы обнаруживаемые чувства и были
родителям неприятны. Если стеснить свободное обнаружение чувств,
то чувства не будут уничтожены, а только загнаны внутрь и
благодаря воздвигаемой плотине приобретут еще большую силу.
Чтобы побороть враждебность детей и их неприязненные чувства,
родители должны переменить тактику в отношении к ним и сами
полюбить их другой любовью, не как свою собственность, а как
формирующихся свободных, самобытных творческих личностей. И
тогда растает лед отчуждения и враждебности, который часто
создается между детьми и родителями». 1
Все научные изыскания К.Н.Вентцеля были направлены на
создание атмосферы полного взаимопонимания воспитателя и
воспитуемого, взрослого и ребенка, снятие всяческих барьеров при
формировании системы субъкт-субъектных отношений. Мы
переносим принципы взаимоотношения между взрослыми и детьми
на театр, так как для обеспечения процесса сотворчества в театре
Стр.1
для детей и молодежи также необходимо полное взаимное доверие
между создателями спектакля и зрителями.
«Самыми благодарными, отзывчивыми и экспансивными
зрителями»,- называл К.С. Станиславский детей.2
Н.Н.Литовцева вспоминала, как К.С. Станиславский попросил,
чтобы все сотрудники театра привели своих детей на генеральную
репетицию «Синей птицы». Ребята заполонили зал, и Константин
Сергеевич, переходя от одной ложи к другой, от одного малыша к
другому, расспрашивал их, очень серьезно и внимательно
прислушивался к тому, о чем они говорили между собой по поводу
спектакля. Традиция трепетного отношения к реакции юного
зрителя на происходящее на сцене стала золотым правилом
театральных педагогов, начиная с Ленинградского ТЮЗа
А.Л.Брянцева, - не оставлять без внимания ни одну неадекватную
реакцию в зрительном зале. Почему таковая возникла? Хорошо бы
об этом чаще вспоминать на практике в театре для детей и
юношества в период его системного кризиса. Возможность
гармонизации отношений между создателями произведения
искусства на сцене театра и их юными зрителями существует:
пристальней вглядеться театральным деятелям в тех, кто сидит в
зале, спровоцировать на самые неожиданные реакции, отражающие
необычность, нетрадиционность мировосприятия наших детей,
которые вот-вот станут подростками и юношами. Если не понять их
сейчас, то разрыв между театром и зрителем не будет уменьшаться.
Чтобы говорить образами с детьми, надо знать детей, надо самому
быть взрослым ребенком. Детские образы - это особый мир. Ребенку не
скучно в мире предметов, он их одушевляет, создавая фантастическую
картину, в которой живет. Не умея детализировать, не вдаваясь в
мелочи, ребенок видит главное, сущностное. Его мир на взгляд
Стр.2