Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Функция символики и лейтмотивики в художествнном произведнии (на примере романов и повестей Т. Фонтане 80-90 годов XIX века) (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМакарова Наталья Анатольевна
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID14260
АннотацияСимволика и лейтмотивика в произведениях Т. Фонтане
Макарова, Н.А. Функция символики и лейтмотивики в художествнном произведнии (на примере романов и повестей Т. Фонтане 80-90 годов XIX века) / Н.А. Макарова .— Лексика и лексикография. Вып. 16 .— : [Б.и.], 2005 .— 6 с. — С. 99-104 .— URL: https://rucont.ru/efd/14260 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. А. Макарова (Орёл) Функции символики и лейтмотивики в художественном произведении (на примере романов и повестей Т. <...> Символ у писателя - это знак, наделён ный неисчерпаемой многозначностью образа; вместе с тем, категория симво ла указывает на выход образа за собственные пределы; в символе слиты предметный образ и глубинный смысл. <...> В «Моём детстве» и «Эффи Брист» сад и площадка перед домом в Гоген-Креммене становятся символами безоблач ной поры - детства, не омрачённого горестями и печалями «большого мира»; чужой и непонятный, он пока ещё находится где-то далеко - за порогом, за калиткой, за оградой. <...> Неповторимая поэтическая атмосфера в романах Фонтане не в по следнюю очередь создаётся за счёт описания сада или парка, окружающего поместье или загородную гостиницу («Ханкелев склад» в «Путяхперепутьях», усадьбы в «Эффи Брист» и «Штехлине»). <...> . Размышляя об этих составляю щих литературного произведения, Т. <...> Детали пейзажа, интерьера, копия картины, песня, ЦИТРТЫ из классиков не- 100 мецкой и мировой литературы приобретают в прозе Т. <...> В одном из ранних опытов создания «берлинского романа» - в «Грешнице» - название известной картины Тинторетто («L Adultera») по вторено на титульном листе как заглавие произведения. <...> Копия этого полотна, подаренная ван дер Страатеном жене с унижающим её достоинство намёком на возможную супружескую неверность, становится для Мелани поводом не только для самых горьких размышлений о собственной не лучшим образом сложившейся семейной жизни, но и для свершения решительного шага - раз рыва с мужем — пошлым, самодовольным и невежественным нуворишем. <...> Эта звучащая не сколько раз фраза-лейтмотив становится своего рода итоговой оценкой явно изживших себя форм жизни, неумного апломба, непомерно завышенной са мооценки многих представителей оскудевшего дворянства, утратившего бы лое значение в общественной жизни, но продолжающего <...>
Функция_символики_и_лейтмотивики_в_художествнном_произведнии_(на_примере_романов_и_повестей_Т._Фонтане_80-90_годов_XIX_века).pdf
99 Н. А. Макарова (Орёл) Функции символики и лейтмотивики в художественном произведении (на примере романов и повестей Т. Фонтане 80 - 90-х годов XIX века) Символика и лейтмотивика - обязательные компоненты художественной ткани произведений Т. Фонтане. Символ у писателя - это знак, наделённый неисчерпаемой многозначностью образа; вместе с тем, категория символа указывает на выход образа за собственные пределы; в символе слиты предметный образ и глубинный смысл. В «Моём детстве» (подзаголовок: «Автобиографический роман», 1894) даётся своего рода итоговая картина дома, двора и сада, описания которых встречаются почти в каждом предшествующем произведении Т. Фонтане. В повествовании о детстве особый акцент сделан на поэтическом образе Дома, Сада и Двора, с которыми связаны наиболее светлые и радостные воспоминания маститого писателя, сумевшего передать тёплую «атмосферу семьи», дружественно- доброжелательный «дух дома» (1,101-105, 108-110). Знакомство будущего писателя с «большим миром» начинается с сада, обнесённого оградой, изолированного от чужой, непонятной жизни, текущей за его пределами. Д.С. Лихачёв, анализируя эту поэтическую категорию, отметил: «первоначальный рай окружён оградой, за которую Бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная «значимая» особенность райского сада - его ограждённость; о саде чаще всего говорится «hortus conslusus» («сад ограждённый»)» (2,478). Структура пространства у Т. Фонтане стала одним из важнейших выразительных средств. В «Моём детстве» и «Эффи Брист» сад и площадка перед домом в Гоген-Креммене становятся символами безоблачной поры - детства, не омрачённого горестями и печалями «большого мира»; чужой и непонятный, он пока ещё находится где-то далеко - за порогом, за калиткой, за оградой. Радушие, гостеприимство, благожелательность «домашнего» пространства в этих поздних произведениях Т. Фонтане явно противопоставляются «чужому», «внешнему» пространству. Неповторимая поэтическая атмосфера в романах Фонтане не в последнюю очередь создаётся за счёт описания сада или парка, окружающего поместье или загородную гостиницу («Ханкелев склад» в «Путяхперепутьях», усадьбы в «Эффи Брист» и «Штехлине»). Пейзажные описания призваны подчеркнуть душевное состояние героев, ярче выявить их эмоции (радость, печаль, смятение, горе, гнев и т.д.). Размышляя об этих составляющих литературного произведения, Т. Фонтане вывел для себя непреложное правило: картина природы лишь тогда «впишется» в текст, если конечной задачей автора станет «подготовка настроения или усиление его» (3, 211). Детали пейзажа, интерьера, копия картины, песня, ЦИТРТЫ из классиков не
Стр.1