Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Народное чтение. Книжка первая. Спб., 1859

0   0
Первый авторАксаков Константин Сергеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID1407
АннотацияВ сокращении
Кому рекомендованоКритика
Аксаков, К.С. Народное чтение. Книжка первая. Спб., 1859 : Статья / К.С. Аксаков .— : [Б.и.], 1859 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/1407 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

mai1to:bmn@1ib.ru Предпринято целое издание, чтобы озарить ум народа светом образованности, — издание, в котором просвещенные люди снисходительно сообщают своим непросвещенным меньшим братьям новые для них истины и так благодушно применяются даже в языке своем к народному языку. <...> Как должен быть счастлив русский народ1 Какие заботы, какие просвещенные заботы великодушно принимает на себя наше образованное общество о народе. <...> Хотят избавить его даже от труда самому выбирать книги, а готовят книгу собственно для его употребления, так что тут собрано все для него полезное и приятное. <...> В своем глубоком снисхождении к народу г—да великодушные литераторы долго жуют предварительно пишу и предлагают народу уже жеванное. <...> Чтение для народа1 По нашему мнению, уже в этой мысли лежит ложь. <...> Что же народ — разве особенньй отдел людей? <...> Почему же для него и не существует общего чтения, как для всех людей вообще, а изготовляется нарочно _чтение народное_? <...> Почему "История" Карамзина, "История" Соловьева, "Путешествие", например, Головнина, "Юрий Милославский" {1} И пр. и пр. — не народное чтение? <...> Но ведь в то же время у вас нет чтения дворянского, нет чтения купеческого: отчего же существует у нас чтение народное? <...> Или вы на народ смотрите, как на малолетних детей, и — как детское чтение, — так выделяете и народное чтение? <...> Наше общество образованно, а народ находится в невежестве", — говорите вы. <...> Неужели вы не знаете, что масса сведений сама по себе ничего не значит и что шкап, наполненный самыи умными книгами, нисколько от того не вьшгрывает и сам умным не становится, что, следовательно, вся сила в том, какое изменение производит масса сведений в принявшем ее человеке, как он усваивает ее, как ею пользуется? <...> Неужели не знаете вы, что масса сведений, положенная в голову человека, сама по себе еще нисколько не дает право на совершеннолетие, что есть дети—скороспелки, перенявшие не только сведения, но и приемы ученого рассуждения о высоких <...>
Народное_чтение._Книжка_первая._Спб.,_1859.pdf
Константин Сергеевич Аксаков Народное чтение. Книжка первая. Спб., 1859 ---------------------------------------------------------------------------Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям российской словесности"). OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru ---------------------------------------------------------------------------Предпринято целое издание, чтобы озарить ум народа светом образованности, - издание, в котором просвещенные люди снисходительно сообщают своим непросвещенным меньшим братьям новые для них истины и так благодушно применяются даже в языке своем к народному языку. Я, право, не знаю, чего еще желать? Как должен быть счастлив русский народ! Какие заботы, какие просвещенные заботы великодушно принимает на себя наше образованное общество о народе. Хотят избавить его даже от труда самому выбирать книги, а готовят книгу собственно для его употребления, так что тут собрано все для него полезное и приятное. В своем глубоком снисхождении к народу г-да великодушные литераторы долго жуют предварительно пищу и предлагают народу уже жеванное. Чтение для народа! По нашему мнению, уже в этой мысли лежит ложь. Что же народ - разве особенный отдел людей? Почему же для него и не существует общего чтения, как для всех людей вообще, а изготовляется нарочно _чтение народное_? Почему "История" Карамзина, "История" Соловьева, "Путешествие", например, Головнина, "Юрий Милославский" {1} и пр. и пр. - не народное чтение? И что это за чтение по сословиям? Но ведь в то же время у вас нет чтения дворянского, нет чтения купеческого: отчего же существует у нас чтение народное? Или вы на народ смотрите, как на малолетних детей, и - как детское чтение, - так выделяете и народное чтение? "Наше общество образованно, а народ находится в невежестве", - говорите вы. Неужели вы не знаете, что масса сведений сама по себе ничего не значит и что шкап, наполненный самыми умными книгами, нисколько от того не выигрывает и сам умным не становится, что, следовательно, вся сила в том, какое изменение производит масса сведений в принявшем ее человеке, как он усваивает ее, как ею пользуется? Неужели не знаете вы, что масса сведений, положенная в голову человека, сама по себе еще нисколько не дает право на совершеннолетие, что есть дети-скороспелки, перенявшие не только сведения, но и приемы ученого рассуждения о высоких и просвещенных предметах, и что все они - дети, и вдобавок жалкие дети? Ученый ребенок все остается ребенком; напротив того, человек не ученый, лишенный возможности обогатить себя сведениями, но умственно самостоятельный, выросший в жизни действительной, в труде, борьбе и лишении, может быть человеком совершеннолетним при всем своем (к сожалению) недостатке сведений; и наоборот, в сравнении с ним, человек с богато начиненной головой, но с детским, пришибленным и запуганным умом, - является очень несовершеннолетним человеком, действительного ребенка только тем, что различающимся от ребенку еще предстоит вырасти в самом деле быть совершеннолетним, а этому господину достигнуть совершеннолетия - плохая надежда. Точно в таком положении находится наше, так называемое, образованное общество при всей массе своих сведений и при отсутствии (безделица) труда самостоятельной мысли, не имеющее под собою никакой действительной почвы, доселе робко, подобострастно поглядывающее на своего учителя, доселе не решающееся _сметь свое суждение иметь_. Сравнение неверно будет разве в том, что масса сведений, которою удручена наша просвещенная публика, не составляет еще такого исполинского невыносимого бремени: в этом отношении, скапать правду, далеко нашему обществу до своего учителя {2}. И вот, оторванное от народа уже полтораста лет, полтораста лет лишь подражательно, наружно отражавшее на себе развитие других народов, полтораста лет не знающее самостоятельной деятельности, - просвещение наше вздумало просвещать простой народ и для этого выдает _народные_ книги. Низводя крестьянина, это действительное, серьезное лицо в современной России, на степень "милых детей", общество наше с важностью преподает ему уроки и сочиняет, для него исключительно, _особые_ книги, которые для употребления образованного общества, конечно, не годятся, ниже его, - но зато именно для народа хороши!.. Повторяем: народ имеет право на все чтение, на все выходящие книги.
Стр.1