Константин Сергеевич Аксаков
Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или мертвые души
---------------------------------------------------------------------------Аксаков
К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит,
статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям
российской словесности").
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Мы
нисколько не берем на себя важного труда отдать отчет в этом новом
великом произведении Гоголя, уже ставшего высоко предыдущими созданиями; мы
считаем нужным сказать несколько слов, чтобы указать на точку зрения, с
какой, нам кажется, надобно смотреть на его поэму.
Многим, если почти не всякому, должна показаться странною его поэма;
явление ее так важно, так глубоко и вместе так неожиданно, что она не может
быть доступною с первого раза. Эстетическое чувство давно уже не испытывало
такого рода впечатления, мир искусства давно не видал такого создания, - и
недоумение должно было быть у многих, если не у всех, первым, хотя и
минутным, ощущением: мы говорим о людях, более или менее одаренных чувством
изящного.
Так, глубоко значение, являющееся нам в "Мертвых душах" Гоголя! Пред
нами возникает новый характер создания является оправдание целой сферы
поэзии, сферы, давно унижаемой; древний эпос восстает пред нами. Объяснимся.
Древний эпос, основанный на глубоком простом созерцании, обнимал собою
целый определенный мир во всей неразрывной связи его явлений; и в нем, при
этом созерцании все обхватывающем, столь зорком и все видящем,
представляются все образы природы и человека, заключенные в созерцаемом
мире, и, - соединенные чудно, глубоко
и истинно, шумят волны, несется
корабль, враждуют и действуют люди; ни одно явление не выпадает и всякое
занимает свое место; на все устремлен художнический, ровный и спокойный,
бесстрастный взор, переносящий в область искусства всякий предмет с его
правами и, чудным творчеством, переносящий его туда, каждый, с полною тайною
его жизни: будь это человек великий, или море, или шум дождя, бьющего по
листьям. Всемирно-исторический интерес, великое событие, эпоха становится
содержанием эпоса; единство духа - та внутренняя связь, которая связует все
его явления. (Мы говорим здесь про этот элемент эпоса, про необходимый
объективный его характер, не входя подробно в разбор его; дальнейшему
развитию не противоречат слова наши.) Этот древний эпос, перенесенный из
Греции на Запад, мелел постепенно; созерцание изменялось и перешло в
описание и вместе в украшение; мало-помалу бледнели фальшивые краски, более
и более выдвигалось то, что и без помощи их, и само по себе имеет интерес -
голое событие, которое в таком виде (т<о> е<сть> как голое событие) или,
будучи историческим, должно быть отнесено к истории или, будучи частным,
сделаться анекдотом про себя. История укрыла наконец свои великие события от
недостойного уже взора, столько раз их
смешно,
и они отошли от истории:
замысловатее,
оскорблявшего; людям самим стало
название поэмы сделалось
укорительно-насмешливым именем. Все более и более выдвигалось происшествие,
уже мелкое и мелеющее с каждым шагом, и наконец сосредоточило на себе все
внимание, весь интерес устремился на происшествие, на анекдот, который
становился хитрее,
занимал любопытство,
эстетическое наслаждение; так снизошел
заменившее
эпос до романов и, наконец, до
крайней степени своего унижения, до французской повести. Мы потеряли, мы
забыли эпическое наслаждение; наш интерес сделался интересом интриги,
завязки: чем кончится, как объяснится такая-то запутанность, что из этого
выйдет? Загадка, шарада стала наконец нашим интересом, содержанием эпической
сферы, повестей и романов, унизивших и унижающих, за исключением светлых
мест, древний эпический характер {Мы не вдаемся в подробности, не упоминаем
о произведениях, в которых есть достоинство и мелькают части или бледные
оттенки эпического созерцания, но это только отрывки: само же эпическое
созерцание с своей целостью, столь важным условием, ибо сама целость его
есть вместе ручательство за него, было
потеряно и унижено, - романы и
повести имеют свое значение, свое место в истории искусства поэзии; но
пределы нашей статьи не позволяют нам распространиться об этом предмете и
объяснить их необходимое явление и вместе их смысл и степень их достоинства
в области поэзии, при ее историческом развитии.}.
И вдруг среди этого времени возникает древний эпос с своею глубиною и
простым величием - является поэма Гоголя. Тот же глубокопроникающий и
Стр.1