МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.
СИНТАКСИС
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Специальность 030601– Журналистика
Ставрополь
2011
1
Стр.1
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Ставропольского государственного
университета
Современный русский язык. Синтаксис: учебно-методическое
пособие / сост.: Е. Н. Ежова, Е. В. Филиппова. – Ставрополь: Изд-во
СГУ, 2011. – 52 с.
Пособие содержит тематику лекций, задания к практическим и лабораторным
занятиям, литературу.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
030601 – Журналистика.
Составители:
канд. филол. наук, доцент Е. Н. Ежова,
канд. филол. наук, доцент Е. В. Филиппова
Рецензенты:
д-р филол. наук, профессор Т. Г. Борисова (СГПИ),
канд. филол. наук, доцент Е. Н. Сороченко
© Издательство Ставропольского
государственного университета, 2011
2
Стр.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная языковая ситуация требует от журналистов четко и логично
выражать свои мысли, используя необходимые языковые средства.
Изучением этих средств в единстве значения, языковых форм выражения
и функции занимается синтаксическая теория. Синтаксис отличается
чрезвычайно высокой степенью отвлеченности и обобщенности выражаемых
значений, он позволяет активизировать знания и умения в области лексики,
словообразования, морфологии, отражает связи и отношения, существующие
между явлениями реальной действительности, их восприятие
человеком.
В курсе «Современный русский язык. Синтаксис» в центре находится
синтаксический строй русского языка, связи и отношения, возникающие
между компонентами, которые вступают в грамматическую связь. Особое
внимание уделяется теориям и учениям, исследующим механизмы речеобразования,
функционирование языковых средств в процессе коммуникации,
формирование текста. Целью курса является ознакомление с грамматическими
особенностями связной речи, а именно с предложением, словосочетанием
и текстом, и с закономерностями их функционирования в публицистическом
тексте. При изучении синтаксиса необходимо, чтобы студенты
осознавали: критерии отбора языковых средств могут меняться в пределах
одного функционального стиля, одного типа и жанра речи, в зависимости
от замысла и содержания высказывания. В связи с этим перед учащимися
ставится поисковая задача подбора и синтаксического анализа контекстов
и собственного выбранного языкового материала. Синтаксическая теория
поможет синтезировать предметные признаки в емкие, лаконичные синтаксические
конструкции.
Пособие включает планы лекционных и практических занятий, а также
лабораторные работы и литературу. Планы лекционных занятий содержат
учебный материал, необходимый для полного раскрытия заявленной темы,
представлены также основные понятия. Практические занятия помимо
вопросов для обсуждения имеют и ряд заданий, способствующих развитию
логического, критического и творческого мышления, умению не только
проанализировать материал, но и чётко изложить и доказать свою позицию.
В связи с этим используются следующие методы интерактивного обучения:
дискуссионные (групповая дискуссия, анализ ситуаций и т.д.), игровые
(дидактические, творческие).
3
Стр.3
Поставленные цели и задачи курса реализуются в соответствии с предложенными
в Федеральном государственном образовательном стандарте
высшего профессионального образования по направлению «Журналистика»,
общекультурными (культура мышления, способность к обобщению,
анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её
достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить
устную и письменную речь, свободное владение средствами выразительности
русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной
и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций)
и профессиональными компетенциями (знание общих и отличительных
черт различных средств массовой информации (печать, телевидение,
радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ, мобильные
медиа), знание фонетических, лексических, грамматических, семантических,
стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей
их применения в практике современных СМИ).
Курс рассчитан на один семестр (читается в пятом семестре) и включает
лекции, практические занятия, лабораторные и СКР. Общий объем занятий
курса – 68 аудиторных часов (24 – лекции, 20 – лабораторные работы,
24 – практические занятия). Отчетность – экзамен в 5 семестре.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ....................................................................3
ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ...........................................................5
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ...................................................................... 13
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ..................................................................... 25
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................... 50
Издается в авторской редакции
Технический редактор, компьютерная верстка В. Г. Немашкалов
Подписано в печать 11.02.11
Формат 60х84 1
Бумага офсетная
/16
Усл.печ.л. 3,02
Тираж 50 экз.
Уч.-изд.л.2,85
Заказ 607
Отпечатано в Издательско-полиграфическом комплексе
Ставропольского государственного университета.
355009, Ставрополь, ул.Пушкина, 1.
52
Стр.52