Диссертация выполнена на кафедре русского языка
Ставропольского государственного университета
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор К.Э.
Штайн
доктор филологических наук, профессор
Л.Ю. Буянова
кандидат филологических наук, доцент Е.В.
Говердовская
Ведущая организация:
Российский государственный педагогический
университет имени А.И. Герцена
Защита диссертации состоится 14 апреля 1999 г. в 11 часов на заседании
диссертационного совета К. 113.50.02 в Ставропольском государственном университете
по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1а, ауд. 302.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ставропольского государственного
университета по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 120.
Автореферат разослан " // " марта 1999
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат филологических наук, доцент
Чеснокова Г.Д.
Стр.2
Диссертация посвящена исследованию лингвистических средств организации
звукового мира в поэтических текстах О.Мандельштама.
Актуальность исследования. В последнее десятилетие сделан значительный
вклад в области исследования философско-эстетических и художественных
принципов творчества О. Мандельштама, о чем свидетельствуют работы Л.Гинзбург,
О. Ронена, С. Аверинцева, П. Нерлера, М. Гаспарова, Б. Гаспарова, В.Топорова, О.
Лекманова, Е. Кантора, Е. Фарыно, Е. Тоддес, И. Семенко, И. Месс-Бейер, Л. Кихней
и др. Все большее внимание уделяется анализу языка текстов поэта. Некоторые
важнейшие языковые особенности поэтики О. Мандельштама выявлены Л. Гинзбург,
В. Топоровым, Б. Успенским, Б. Гаспаровым, М. Лот-маном, А. Кузнецовым, Е.
Топильской.
Для определения принципов организации языкового материала в поэзии
О.Мандельштама чрезвычайно важным представляется исследование ее звукового
мира, который формируется на основе всей совокупности языковых средств,
направленных на активизацию модуса слуха, и репрезентируемых этими средствами
интенциональных структур, связанных с идеей звучания.
В настоящее время активно исследуются различные аспекты звуковой организации
поэтического текста. Принципы анализа фонетического слоя разработаны С.
Ворониным, А. Журавлевым, В. Григорьевым, А. Пузыревым, А. Михалевым, Н.
Любимовой, Н. Пинежаниновой, Е. Сомовой; принципы организации семантического
поля звука определены Н.Е. Сулименко, И. Рузиным, О.Денисенко, Н. Казаковой. В
докторской диссертации О.И. Усминского активизация модусов сенсориума, в том
числе слухового модуса, рассматривается на трех речевых уровнях (фонетическом,
лексическом и синтаксическом). В исследованиях К.Э. Штайн разрабатываются
понятия звукового тела и звуковой фактуры, которая реализуется как в языковых
(фонетическом, лексическом), так и неязыковых слоях поэтического текста.
Рассмотрены и некоторые аспекты проблемы соотношения звука и слова, музыки и
слова в поэтических текстах О.Мандельштама (И. Гурвич, И. Паперно, Ж.-К. Ланн, В.
Микушевич, Я. Платек, Б.Кац). Системно же лингвистические средства организации
звукового мира поэзии О.Мандельштама не рассматривались.
Звуковой мир в поэзии О. Мандельштама имеет не плоскостную организацию,
выраженную в системе координат горизонтали и вертикали, а пространственную, т.е.
обнаруживает и параметр глубины. Поэтическое слово в текстах поэта аккумулирует
в себе широкий культурный контекст и обладает высоким репрезентативным
потенциалом, т.е. способностью вызывать в воображении предметы и явления,
принадлежащие разным эпохам и культурам. Лексемы с семантикой звучания,
активизирующие самую абстрактную сферу чувственности - модус слуха, позволяют
"явиться" не только конкретно осязаемому и видимому внешнему миру, но и ощутить
его динамику, услышать шум времен.
3
Стр.3