Е.Н. ЕЖОВА
(Ставрополь)
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЕВАНГЕЛЬСКОГО
СЮЖЕТА В СТИХОТВОРЕНИИ О. МАНДЕЛЬШТАМА <...> «НЕУМОЛИМЫЕ СЛОВА»
Современная школа ставит задачу приобщения личности к мировой
культуре, к многообразию и единству культурного процесса, оживляется
внимание к проблеме синтеза и взаимообогащения культур, восстанавливается интерес к собственным забытым традициям в литературе и
искусстве, в том числе и связанным с христианским пластом. <...> Евангелие,
одухотворенное образом Христа, его искупительной «жертвой, вдохновляет
искусство уже многие столетия. <...> Обращение художников к Библии связано
не просто с иллюстрацией ее сюжетов, но с их творческой интерпретацией,
собственным видением темы. <...> Своеобразное освещение получают христианские мотивы в поэзии О.
Мандельштама <...> С образом Христа поэт связывает свою мечту о «вселенском
христианстве», идею единства мировой
великая жертва,
культуры. <...> , «питает искусство,
его
отдавая
ему свою плоть, предлагая ему в качестве незыблемой метафизической
основы реальнейший факт искупления... <...> «Искусство – «это бесконечно
разнообразное
в
своих
проявлениях «подражание Христу», вечное
возвращение к единственному творческому акту, положившему начало
нашей исторической эре» («Скрябин и христианство»). <...> Евангельская сцена смерти, распятия Иисуса Христа ассоциативно
появляется во многих стихотворениях поэта, написанных в 1910 – 1911
годах. <...> Вероятно, это связано с первым соприкосновением поэта с
католицизмом
вО
время
путешествия
по
Европе
(обучение
Гейдельбергском университете, поездка в Италию, жизнь в Целендорфе).
в
Через мотив суда, казни поэт осмысливает вечную тему жертвенности,
страданий во имя людей, предвидит собственную участь – свой «крест». <...> Слово крест поэт употребляет в различных значениях: 1). <...> Распятие как
христианский символ ( в этом значении поэт пишет слова «крест»,
«распятие» с заглавной буквы): Влачусь к подножию Креста... <...> В изголовье Черное Распятье <...>
Особенности_интерпретации_евангельского_сюжета_в_стихотворении_О._Мандельштама_«Неумолимые_слова».pdf
Е.Н. ЕЖОВА
(Ставрополь)
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЕВАНГЕЛЬСКОГО
СЮЖЕТА В СТИХОТВОРЕНИИ О. МАНДЕЛЬШТАМА
«НЕУМОЛИМЫЕ СЛОВА»
Современная школа ставит задачу приобщения личности к мировой
культуре, к многообразию и единству культурного процесса, оживляется
внимание к проблеме синтеза и взаимообогащения культур, восстанавливается
интерес к собственным забытым традициям в литературе и
искусстве, в том числе и связанным с христианским пластом. Евангелие,
одухотворенное образом Христа,
его искупительной «жертвой, вдохновляет
искусство уже многие столетия. Обращение художников к Библии связано
не просто с иллюстрацией ее сюжетов, но с их творческой интерпретацией,
собственным видением темы.
Своеобразное освещение получают христианские мотивы в поэзии О.
Мандельштама – поэта, находящегося на границе двух культур – русской
и иудейской. С образом Христа поэт связывает свою мечту о «вселенском
христианстве», идею единства мировой культуры. Смерть Иисуса, его
великая жертва, по словам О.Мандельштама, «питает искусство, отдавая
ему свою плоть, предлагая ему в качестве незыблемой метафизической
основы реальнейший факт искупления... «Искусство – «это бесконечно
разнообразное в своих проявлениях «подражание Христу», вечное
возвращение к единственному творческому акту, положившему начало
нашей исторической эре» («Скрябин и христианство»).
Евангельская сцена смерти, распятия Иисуса Христа ассоциативно
появляется во многих стихотворениях поэта, написанных в 1910 – 1911
годах. Вероятно, это связано с первым соприкосновением поэта с
католицизмом вО время путешествия по Европе (обучение в
Гейдельбергском университете, поездка в Италию, жизнь в Целендорфе).
Стр.1