Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 567338)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2 т. Т. 2. Нормативный пакет (134,00 руб.)

0   0
АвторыСулакшин С. С.
ИздательствоМ.: Издательство "Научный эксперт"
Страниц305
ID137165
АннотацияКоллективная двухтомная монография представляет результаты комплексного исследования проблем коррупции и теневой экономики в современной России. Ключевым предлагаемым к принятию нормативным правовым актом, позволяющим реализовать указанный подход, является представленная на суд читателя Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в РФ, содержащая программу конкретных государственно- управленческих действий и решений. Проект федерального закона «О Доктрине государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации» разработан рабочей группой Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Тексты предлагаемых к принятию законопроектов, а также концепции актов содержатся в части IV монографии.
Кому рекомендованоДля руководителей органов законодательной, судебной и исполнительной власти, субъектов экономической деятельности, экономистов, правоведов, научных работников, аспирантов, студентов.
ISBN978-5-91290-064-8 (Научный эксперт)
УДК338.22:35
ББК65.012.2
Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2 т. Т. 2. Нормативный пакет : монография / ред. С.С. Сулакшин .— Москва : Издательство "Научный эксперт", 2009 .— 305 с. — кол. авт.: Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др..; под общ. ред. С.С. Сулакшина; Центр пробл. анализа и гос.-управл. проектир.; список нормат. правовых актов и библиогр.: с. 275-294 .— ISBN 978-5-91290-064-8 (Научный эксперт) .— URL: https://rucont.ru/efd/137165 (дата обращения: 31.07.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России Том 2 Нормативный пакет Москва Научный эксперт 2009 УДК 338.22:35 ББК 65.012.2 Г 72 Коллектив авторов: Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р., Вилисов М.В., Колодкин Л.М., Малчинов А.С., Погорелко М.Ю., Сазонова Е.С., Ярутич А.Ю. <...> Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. <...> ISBN 978-5-91290-064-8 Коррупция и теневая экономика — явления взаимосвязанные и взаимопорождающие друг друга, а поэтому рассматривать меры противодействия им вне единого комплекса непродуктивно. <...> Проект федерального закона «О Доктрине государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации» разработан рабочей группой Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при участии специалистов ведущих экономических, юридических и политологических научных центров страны. <...> УДК 338.22:35 ББК 65.012.2 ISBN 978-5-91290-064-8 © Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования, 2009 Введение В первом томе монографии «Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России»1 были исследованы основные проблемы, вызванные высоким уровнем коррупции и теневой экономики, рассмотрена и дана оценка действующей версии политики противодействия указанным явлениям, а также изложены основные идеи (концепты) предлагаемых авторами решений указанных проблем. <...> Второй том монографии является продолжением указанной работы и содержит доктрину государственно-управленческих действий противодействия коррупции и теневой экономике. <...> В первом томе монографии «Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике» авторским коллективом доказывается, что коррупция и теневая экономика — явления взаимосвязанные и взаимопорождающие друг друга, а поэтому <...>
Государственная_политика_противодействия_коррупции_и_теневой_экономике_в_России._В_2_т._Т._2._Нормативный_пакет.pdf
Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России Том 2 Нормативный пакет Москва Научный эксперт 2009
Стр.1
УДК 338.22:35 ББК 65.012.2 Г 72 Коллектив авторов: Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р., Вилисов М.В., Колодкин Л.М., Малчинов А.С., Погорелко М.Ю., Сазонова Е.С., Ярутич А.Ю. Под общей редакцией Сулакшина С.С. Г 72 Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 2. М.: Научный эксперт, 2009. — 304 с. ISBN 978-5-91290-064-8 Коррупция и теневая экономика — явления взаимосвязанные и взаимопорождающие друг друга, а поэтому рассматривать меры противодействия им вне единого комплекса непродуктивно. Ключевым предлагаемым к принятию нормативным правовым актом, позволяющим реализовать указанный подход, является представленная на суд читателя Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в РФ, содержащая программу конкретных государственноуправленческих действий и решений. Проект федерального закона «О Доктрине государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации» разработан рабочей группой Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при участии специалистов ведущих экономических, юридических и политологических научных центров страны. Помимо существующих пробелов авторы выявили целый ряд несовершенств действующего правового регулирования вопросов противодействия коррупции и теневой экономике, на основании чего сформулирована необходимость разработки ряда новых актов. Тексты предлагаемых к принятию законопроектов, а также концепции актов содержатся в части IV монографии. Для руководителей органов законодательной, судебной и исполнительной власти, субъектов экономической деятельности, экономистов, правоведов, научных работников, аспирантов, студентов и всех интересующихся современными проблемами коррупции и теневой экономики. УДК 338.22:35 ББК 65.012.2 ISBN 978-5-91290-064-8 © Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования, 2009
Стр.2
Введение В первом томе монографии «Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России»1 были исследованы основные проблемы, вызванные высоким уровнем коррупции и теневой экономики, рассмотрена и дана оценка действующей версии политики противодействия указанным явлениям, а также изложены основные идеи (концепты) предлагаемых авторами решений указанных проблем. Второй том монографии является продолжением указанной работы и содержит доктрину государственно-управленческих действий противодействия коррупции и теневой экономике. Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации в данной работе разработана как основной государственно-управленческий документ, определяющий содержание государственной политики в исследуемой области управления, формирующий и приводящий в действие механизм ее исполнения. Термин «доктрина» в такой трактовке представляет собой правовую новеллу, впрочем, как и нормативно-организационное содержание самого документа2 ляемый документ отличается от традиционных доктрин, действующих в Российской Федерации. Новизна правовой формы и содержания предложенного документа связана с тем, что решена непростая классическая проблема государственного управления. Государство как институт в своей управленческой практике сочетает нормативно-правовое и политическое начала. Общеизвестен тезис революционеров о революционной целесообразности, которая выше закона. К сожалению, в российской практике этот принцип до конца не изжит. Отсюда государственная политика далека от управленческой атрибутики, непрозрачна, непролонгирована и зависит от итогов очередных выборов высших государственных лиц, видоизменяясь с ними, несистемна, слабо ценностнои целеориентирована и в целом далека от эффективного облика. Нельзя сказать, что до настоящего времени в России не предпринимались попытки разработать и реализовать те или иные концепции противодействия коррупции и теневой экономике, инициаторами которых выступали федеральные и региональные структуры, отдельные политики и научные коллективы. Равно как нельзя с уверенностью утверждать, что все эти концептуальные подходы в разной степени были ошибочными или несвоевре1 Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2 т. Т. 1. — М.: Научный эксперт, 2008. 2 Экономическая доктрина Российской Федерации (макет-проект). Под ред. С.С. Сулакшина. Монография. — М.: Научный эксперт, 2008. 3 . Несмотря на совпадение термина, представ
Стр.3
Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России менными. Так, 31 июля 2008 г. Президентом РФ утвержден Национальный план противодействия коррупции3 . План состоит из четырех частей (разделов): первый раздел посвящен законодательному обеспечению противодействия коррупции, второй включает меры по совершенствованию органов государственного управления в целях противодействия коррупции, третий посвящен мерам по повышению профессиональной подготовки юридических кадров и правовому просвещению, и четвертый предполагает принятие первоочередных мер по реализации плана. Но статус и порядок исполнения Национального плана противодействия коррупции не определен, поэтому он является скорее актом политической воли. Как и многие другие акты подобного уровня, план предполагает меры противодействия только коррупции, что является в корне ошибочным. В первом томе монографии «Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике» авторским коллективом доказывается, что коррупция и теневая экономика — явления взаимосвязанные и взаимопорождающие друг друга, а поэтому рассматривать меры противодействия им вне единого комплекса непродуктивно. Такая же методологическая ошибка допущена и в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»4 . Фактом остается то обстоятельство, что спустя 15 лет после открытия общенациональной дискуссии на тему «сколько у нас коррупции и теневой экономики и как с ними нужно бороться» законопроекта доктринального уровня, закрепляющего основные направления и управленческие действия комплексной борьбы государства с коррупцией и теневой экономикой и объединяющего в рамках единого нормативного правового акта нормы антикоррупционного содержания и разной отраслевой принадлежности, разработано не было. В России уровень ненаблюдаемой экономики составляет 25% от ВВП, в Чехии — 9%, Польше — 13%, Болгарии и Венгрии — по 16%, Латвии — 17%, Литве — 18%, Словакии — 22%, Белоруссии — 12%, Туркменистане — 14%, Казахстане — 27%, Армении — 29%, Молдавии — 31%, Киргизии — 48%5 По итогам прокурорских проверок в 2008 году по фактам коррупции . было возбуждено 3400 уголовных дел. Среди обвиняемых были чиновники разного уровня, руководители муниципальных образований и заместители руководителей субъектов Федерации6 . По данным исследования, проводимого в рамках совместного аналитического проекта Standard & Poor’s и Центра экономических и финансовых исследований и разработок при Российской 3 «Российская газета», № 164, 5 августа 2008 г. 4 СЗ РФ, 2008, № 52, ст. 6228. Nations, 2003. 6 4 5 Non-observed economy in national accounts. Survey of national practices. — Geneva: United .
Стр.4
Введение экономической школе, российский индекс транспарентности 90 крупнейших российских публичных компаний в 2008 г составил только 56%7 . Согласно данным Индекса восприятия коррупции (ИВК) за 2008 год, опубликованного «Транспэренси Интернешнл», показатель России — 2,1 (ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять — наименьший)8 . В 2007 году этот показатель составлял 2,39 . На примерно том же уровне находятся такие страны, как Сирия, Бангладеш, Кения. За последние восемь лет для России это худший показатель. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации10 коррупция определена как одна из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности. Какой же отпор можно дать с помощью современного государственного управления таким общественно опасным явлениям, как коррупция и теневая экономика? Понятие коррупции прямо не упоминается ни в одном из нормативных правовых актов, устанавливающих ответственность за отдельные виды коррупционных правонарушений. По состоянию на 01.04.2009 года понятие «теневая экономика» упоминается в 45 нормативных актах РФ (включая государственные образовательные стандарты), но ни один нормативный правовой акт, основной задачей которого является обеспечение противодействия теневой экономике, так и не был принят. Вполне очевидно, что масштабный ответ российской коррупции и теневой экономике требует решений на высшем уровне, программно-целевого планирования такой деятельности, ресурсного обеспечения, широчайшей пиар-кампании для мобилизации общественного мнения и создания психологического фона, понуждающего к должному поведению. Однако на сегодняшний день складывается ситуация, при которой программные и доктринальные документы носят характер скорее не правовых (управленческих, рассчитанных на реализацию), а политических (рассчитанных более на пиар), зависящих от воли конкретных высших лиц государства, а не обусловленных естественной и согласованной в обществе необходимостью государственного строительства и общественного развития. В первом томе монографии в качестве основного документа, закладывающего основы противодействия коррупции и теневой экономике, авторским 7 . 8 . 9 . 10 Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (изложена в новой редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 4) // СЗ РФ, 2000 г., № 2, ст. 170. 5
Стр.5
Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России коллективом предлагалась Концепция государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике, утверждаемая указом Президента РФ. Однако в ходе подготовки второго тома монографии, который по замыслу исследователей должен был содержать Программу государственно-управленческих действий по противодействию коррупции и теневой экономике, авторы пришли к выводу о необходимости конструирования документа нового типа. Авторы решили отказаться от первоначального варианта — Концепции, утверждаемой указом Президента РФ, находящегося в русле традиционной российской управленческой практики, в пользу Доктрины государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике, утверждаемой федеральным законом. Принципиальные отличия разработанного документа от имеющихся российских аналогов доктринальных актов состоят в его статусе и содержании. Форма федерального закона, в отличие от указа Президента РФ, предполагает широкие возможности публичного обсуждения, достижения общественного консенсуса по основным положениям доктрины, по привлечению к дискуссии научной и экспертной общественности, бизнеса, а также всех ветвей и уровней государственной власти. Юридическая сила доктрины в этом случае существенно повышает вероятность ее реализации и гарантии ее ресурсного обеспечения. Федеральный закон обязателен для исполнительной власти, поднадзорен, а четкие положения позволяют приступить к исполнению доктрины без замедления. Обеспечивается прозрачность исполнения доктрины, возможность контролировать ее исполнение различными ветвями власти — Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Президентом Российской Федерации. Достигаются большая устойчивость от воздействий политической конъюнктуры, системность и гибкость. Содержание такого документа нового типа, как доктрина государственной политики, в отличие от концепции, представляет собой систему ценностей и целей, государственно-управленческих мер, решений и действий, оформленных соответствующими нормативными правовыми актами и программами и направленных на реализацию поставленных публично целей. Концепция же является более узким по содержанию документом, охватывающим лишь основные принципы, направления и общие механизмы реализации государственной политики. Таким образом, концепция не является документом, способным в полной мере охватить всю платформу предлагаемой государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике. Строго говоря, концепцию невозможно исполнить. Ее можно применять только для последующих разработок управленческих документов, чего по понятным причинам не происходит. Государственное управление зависает. 6
Стр.6
Сведения об авторах Сулакшин Степан Степанович, доктор политических наук, доктор физико-математических наук, профессор, генеральный директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Колодкин Леонард Михайлович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России Максимов Сергей Васильевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий сектором уголовного права и криминологии Института государства и права РАН Ахметзянова Ильмира Рафаиловна, юрист-эксперт, Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Бисеров Глеб Владимирович, эксперт-аналитик, Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Вилисов Максим Владимирович, кандидат политических наук, заместитель генерального директора Центра проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования Малчинов Александр Сергеевич, кандидат юридических наук, старший юрист-эксперт, Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования Погорелко Мария Юрьевна, юрист-эксперт, Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Сазонова Елена Сергеевна, юрист-эксперт, Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, младший научный сотрудник Института государства и права РАН Ярутич Анастасия Юрьевна, юрист-эксперт, Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования 295
Стр.295
Содержание Введение ............................................................................................................ 3 Часть I. Пояснительная записка к проекту Доктрины государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации ............................ 13 Часть II. Проект федерального закона «О Доктрине государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике» ........................................................................... 27 Часть III. Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации ...................................................................... 31 Преамбула ....................................................................................................... 33 Глава 1. Общие положения ........................................................................ 33 1.1. Статус настоящей Доктрины .................................................................. 33 1.2. Основные понятия .................................................................................... 34 1.3. Формирование политики противодействия коррупции и теневой экономике .................................................................................. 37 1.4. Ценностный выбор, цели и задачи политики противодействия коррупции и теневой экономике ............................................................ 39 1.5. Приоритеты государственного управления, вытекающие из ценностей государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике ............................................................ 42 1.6. Принципы государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике ............................................................ 43 1.7. Основные количественные целевые и мониторируемые показатели государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике ............................................................ 43 296
Стр.296
1.8. Структура направлений политики противодействия коррупции и теневой экономике ............................................................ 45 1.9. Основные принципы выбора решений политики противодействия коррупции и теневой экономике .......................... 45 1.10. Периодизация планирования (периоды реализации) настоящей Доктрины .............................................................................. 46 1.11. Срок действия настоящей Доктрины .................................................. 46 1.12. Головной исполнитель и иные ответственные исполнители настоящей Доктрины .............................................................................. 46 Глава 2. Текущее и целевое состояние в сфере политики противодействия коррупции и теневой экономике. Стратегия перехода ................................................................................ 47 2.1. Текущее состояние и факторы распространения коррупции и теневой экономики в России: ............................................................... 47 2.2. Целевой уровень коррупции и теневой экономики ......................... 48 2.3. Текущее состояние государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике .......................... 49 2.4. Целевое состояние государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике .......................... 50 2.5. Стратегия перехода при модернизации политики противодействия коррупции и теневой экономике .......................... 51 Глава 3. Проблемы в сфере политики противодействия коррупции и теневой экономике и их управленческие решения ..................................................................................................... 52 Глава 4. Механизм реализации политики противодействия коррупции и теневой экономике ....................................................... 87 4.1. Принципы государственного управления политикой противодействия коррупции и теневой экономике .......................... 87 4.2. Система государственного управления политикой противодействия коррупции и теневой экономике .......................... 88 4.3. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия коррупции и теневой экономике ........... 91 297
Стр.297
4.4. Планирование, мониторинг и контроль в государственном управлении политикой противодействия коррупции и теневой экономике .................................................................................. 93 4.5. Модернизация системы государственного управления политикой противодействия коррупции и теневой экономике ..................................................................................................... 95 4.6. Кадровое обеспечение реализации государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике ..................................................................................................... 99 4.7. Участие граждан, негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций в реализации государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике .......................................................... 100 Глава 5. Программа правового обеспечения реализации политики реализации противодействия коррупции и теневой экономике ........................................................................... 104 5.1. Неотложные (краткосрочные) меры .................................................. 104 5.2. Переходный процесс ............................................................................... 104 5.3. Долгосрочный механизм ....................................................................... 105 Часть IV. Концепции и проекты федеральных законов по программе правового обеспечения государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в РФ ..................................................................................... 142 Проект федерального закона «О правовых актах в Российской Федерации» .................................................................. 142 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О правовых актах в Российской Федерации» ............................ 185 Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной гражданской службы» ....................................... 189 298
Стр.298
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной гражданской службы» ......................................................................... 191 Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» ....................................................... 196 Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ......... 203 Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ..................................................................... 207 Концепция проекта федерального закона «О доверительном управлении имуществом лиц, замещающих государственные должности, государственных и муниципальных служащих» .......................................................... 211 Концепция проекта Кодекса поведения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных и муниципальных служащих ............................................................ 215 299
Стр.299
Концепция изменений законодательства в целях снижения уровня коррупции в сфере безопасности дорожного движения ................................................................................................ 230 Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ...................................................... 235 Концепция изменений законодательства в целях снижения уровня коррупции в системе образования ................................... 242 Концепция Тарифно-квалификационного кодекса Российской Федерации ....................................................................... 246 Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» ..................................... 260 Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» ............................................................................................ 267 Заключение .................................................................................................. 272 Список нормативных правовых актов и использованной литературы ............................................................................................. 275 Сведения об авторах ................................................................................. 295 300
Стр.300

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически