Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Об инфляции «не по Кудрину» (63,00 руб.)

0   0
Первый авторСулакшин С. С.
ИздательствоМ.: Издательство "Научный эксперт"
Страниц169
ID136879
АннотацияВ монографии проанализирована официальная российская государственная политика борьбы с инфляцией. Выявлено, что она носит не обоснованный по причинам инфляции и не адекватный по целям государственного управления характер. Рассмотрены методы факторного анализа, с помощью которых установлена природа и причины российской инфляции, носящей многофакторный релаксационный тип. Доказан немонетарный характер российской инфляции. Предложены меры государственного управления, сочетающие таргетирование инфляции с многопараметрическим государственным управлением, в частности в области экономического роста, проблемы заниженной оплаты труда и других, не менее важных сфер ответственности государства.
Кому рекомендованоДля государственных служащих, политических руководителей, научно-преподавательского состава, аспирантов, студентов.
ISBN978-5-91290-045-7 (Научный эксперт)
УДК336.748.12
ББК65.262.6
Сулакшин, С.С. Об инфляции «не по Кудрину» : монография / С.С. Сулакшин .— Москва : Издательство "Научный эксперт", 2009 .— 169 с. — Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования; прил., библиогр.: с. 159-167 .— ISBN 978-5-91290-045-7 (Научный эксперт) .— URL: https://rucont.ru/efd/136879 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Выявлено, что она носит не обоснованный по причинам инфляции и не адекватный по целям государственного управления характер. <...> Предложены меры государственного управления, сочетающие таргетирование инфляции с многопараметрическим государственным управлением, в частности в области экономического роста, проблемы заниженной оплаты труда и других, не менее важных сфер ответственности государства. <...> Количество Официальная цель экономической политики Уровень жизни, благосостояние населения Экономический рост Инфляция годовых пакетов официальных документов, упоминающих цель 13 12 7 1 2 3 Инноватизация экономики, научно-технический потенциал 74 Конкурентоспособность 7 5 Структурная реформа Инвестиции Финансовая стабилизация 4 7 6 6 6 7 8 Индекс Ранг современной актуальности цели 4 5 10 11 6 13 8 16 Продолжение таблицы 1 Количество Официальная цель экономической политики Снижение социального неравенства Эффективность экономики Институциональные реформы Снижение налогов Культура Сокращение госрасходов Безопасность Доходы занятого населения и пенсии Модернизация основных фондов Разрыв развитости регионов Конкуренция Демография Коррупция Система управления экономическим развитием Защита отечественных товаропроизводителей Долгосрочное планирование Экология Рост экспорта ТЭК Положительный баланс притока и оттока капитала Образование Занятость Здравоохранение годовых пакетов официальных документов, упоминающих цель 59 4 4 4 4 4 3 10 11 12 13 14 15 316 317 3 3 2 2 18 19 20 21 222 223 2 1 1 127 1 1 1 24 25 26 28 29 30 Индекс Ранг современной актуальности цели 7 18 22 17 12 1 17 14 3 9 21 2 15 20 20 20 4 4 19 16 16 16 5 При анализе нужно иметь в виду, что есть цели явные, а есть фактические (и даже теневые). <...> В реально программирующем развитие государственноуправленческом документе — бюджете — при его формировании как основные ориентиры закладываются именно показатель индекса инфляции <...>
Об_инфляции_«не_по_Кудрину».pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Об_инфляции_«не_по_Кудрину».pdf
Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования C.C. Сулакшин Об инфляции «не по Кудрину» Москва Научный эксперт 2009
Стр.1
УДК 336.748.12 ББК 65.262.6 C 89 Сулакшин C.C. C 89 Об инфляции «не по Кудрину». Монография — М.: Научный эксперт, 2009. — 168 с. ISBN 978-5-91290-045-7 В монографии проанализирована официальная российская государственная политика борьбы с инфляцией. Выявлено, что она носит не обоснованный по причинам инфляции и не адекватный по целям государственного управления характер. Рассмотрены методы факторного анализа, с помощью которых установлена природа и причины российской инфляции, носящей многофакторный релаксационный тип. Доказан немонетарный характер российской инфляции. Предложены меры государственного управления, сочетающие таргетирование инфляции с многопараметрическим государственным управлением, в частности в области экономического роста, проблемы заниженной оплаты труда и других, не менее важных сфер ответственности государства. Для государственных служащих, политических руководителей, научно-преподавательского состава, аспирантов, студентов. УДК 336.748.12 ББК 65.262.6 ISBN 978-5-91290-045-7 © Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования, 2009
Стр.2
Содержание Введение ..............................................................................................................4 Глава 1. Методология факторного анализа ........................................8 Глава 2. Факторный анализ инфляции и роста ВВП в России ............................................................................................21 Глава 3. Феноменология и природа российской инфляции .....55 Глава 4. Антиинфляционная политика ..............................................67 Глава 5. Государственная политика ценового регулирования ............................................................................109 Глава 6. Зарплата и инфляция ..............................................................144 Заключение ....................................................................................................157 Литература .....................................................................................................159 3
Стр.3
«Если слепой ведет слепого; то оба упадут в яму» Мф. 1514. Введение Вопрос об инфляции возник не только в связи с «падением» России в «яму» финансово-экономического кризиса. Проблема инфляции в истории государственного управления современной России уже примерно 19 лет доминирует над иными вопросами критериев и факторов социально-экономического развития. Со времен шоковой гайдаровской терапии основные социальноэкономические решения подчинялись главной цели — снижению уровня инфляции. В табл. 1 приведена иерархия публичных целей официальной государственной политики, заявленных в официальных документах [1-41], из которой видна роль инфляционного критерия. Таблица 1 Ранжирование официальных целей действующей экономической политики за период 1993–2007 гг. Количество Официальная цель экономической политики Уровень жизни, благосостояние населения Экономический рост Инфляция годовых пакетов официальных документов, упоминающих цель 13 12 7 1 2 3 Инноватизация экономики, научно-технический потенциал 74 Конкурентоспособность 7 5 Структурная реформа Инвестиции Финансовая стабилизация 4 7 6 6 6 7 8 Индекс Ранг современной актуальности цели 4 5 10 11 6 13 8 16
Стр.4
Продолжение таблицы 1 Количество Официальная цель экономической политики Снижение социального неравенства Эффективность экономики Институциональные реформы Снижение налогов Культура Сокращение госрасходов Безопасность Доходы занятого населения и пенсии Модернизация основных фондов Разрыв развитости регионов Конкуренция Демография Коррупция Система управления экономическим развитием Защита отечественных товаропроизводителей Долгосрочное планирование Экология Рост экспорта ТЭК Положительный баланс притока и оттока капитала Образование Занятость Здравоохранение годовых пакетов официальных документов, упоминающих цель 59 4 4 4 4 4 3 10 11 12 13 14 15 316 317 3 3 2 2 18 19 20 21 222 223 2 1 1 127 1 1 1 24 25 26 28 29 30 Индекс Ранг современной актуальности цели 7 18 22 17 12 1 17 14 3 9 21 2 15 20 20 20 4 4 19 16 16 16 5
Стр.5
При анализе нужно иметь в виду, что есть цели явные, а есть фактические (и даже теневые). Если уровень жизни и благосостояние заявлены как цель номер 1, но занятость имеет ранг 29, образование — 28, здравоохранение 30, то очевидно, что цель номер 1 является фикцией. То же самое можно сказать о цели экономического роста, обратив внимание на позиции долгосрочного планирования, протекционизма, инвестиционного целеполагания и т. д. В реально программирующем развитие государственноуправленческом документе — бюджете — при его формировании как основные ориентиры закладываются именно показатель индекса инфляции и роста ВВП. При этом на протяжении уже 19 лет официальная позиция финансово-экономического блока многочисленных правительств (исключая правительство Примакова) заключается в следующем. «Инфляция является целью экономической политики номер один, поскольку нужно создать так называемый благоприятный инвестиционный климат для иностранных инвестиций. В российскую экономику тогда придут иностранные инвестиции и откроется российское экономическое чудо. Причина инфляции в избыточности денежного предложения, поэтому нужно свернуть эмиссионную функцию Центробанка, активизировать стерилизацию финансов и сжать спрос», чем и занимается Минфин. В силу этой позиции экономика страны была и остается обезденеженной (демонетизированной). Кредитный портфель длинных доступных с учетом реальной рентабельности денег практически пуст (одна из причин стагнации развития и инноватизации экономики и финансово-экономического кризиса в России). Зарплатоемкость российского ВВП ниже в 2–2,5 раза, чем у сопоставимых стран (одна из причин демографического кризиса). Центробанк производит эмиссию только под объемы валютной выручки от углеводородного экспорта, нисколько не заботясь о проблемах ликвидности банковской системы и социально-экономического развития страны. Финансовый суверенитет страны минимизирован, поскольку дефицит оборотных средств замещен иностранным капиталом, который в необходимый по политическим причинам момент уходит с российского финансового рынка и из кредитного контура и… и в России наступает финансовый, а затем неизбежно — экономический кризис, который совершен6
Стр.6
но ошибочно списывать на кризис мировой. Последствий официальной антиинфляционной политики на самом деле гораздо больше [42]. Важно понять, на чем основана описанная позиция правительства. Есть ли для подобного диагноза причин инфляции (избыточность денежной массы) какие-либо основания, кроме упрощенных теоретических представлений типа уравнения Фишера или распространенных либеральных доктрин; наконец, существуют ли эмпирические доказательства? Этот вопрос совершенно не праздный. Если больному врач ставит неправильный диагноз и выписывает недолжное лекарство, больной может даже умереть. Проще ли человеческого организма экономика и жизнь целого государства? Снижается ли уровень ответственности за точный диагноз у государственного руководителя по сравнению с врачом? Достаточно очевидно, что если в случае врачебной ошибки погибает один больной, то в случае тяжкой государственной ошибки могут гибнуть за счет сверхсмертности, как, например, в современной России, сотни тысяч людей в год [43]. Поставленные вопросы в монографии решены с применением как феноменологических, так и теоретических методов при использовании временных рядов анализируемых параметров 1991–2008 гг. Но на диагнозе исследование не было остановлено. В работе предложены адекватные выявленным причинам меры государственной политики борьбы с инфляцией и программа их нормативно-правового обеспечения. Автор искренне благодарит за плодотворные консультации, предоставленные материалы и обсуждения, помощь в работе и расчетах профессора Красавину Л.Н., Гамзу В.А., Ахметзянову И.Р., Бахтизина А.Р., Строганову С.М. и всех своих коллег по Центру проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (www.rusrand.ru). 7
Стр.7