Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования
C.C. Сулакшин
Об инфляции
«не по Кудрину»
Москва
Научный эксперт
2009
Стр.1
УДК 336.748.12
ББК 65.262.6
C 89
Сулакшин C.C.
C 89
Об инфляции «не по Кудрину». Монография — М.: Научный эксперт,
2009. — 168 с.
ISBN 978-5-91290-045-7
В монографии проанализирована официальная российская государственная
политика борьбы с инфляцией. Выявлено, что она носит не
обоснованный по причинам инфляции и не адекватный по целям государственного
управления характер. Рассмотрены методы факторного
анализа, с помощью которых установлена природа и причины российской
инфляции, носящей многофакторный релаксационный тип. Доказан
немонетарный характер российской инфляции. Предложены меры
государственного управления, сочетающие таргетирование инфляции
с многопараметрическим государственным управлением, в частности в
области экономического роста, проблемы заниженной оплаты труда и
других, не менее важных сфер ответственности государства.
Для государственных служащих, политических руководителей, научно-преподавательского
состава, аспирантов, студентов.
УДК 336.748.12
ББК 65.262.6
ISBN 978-5-91290-045-7
© Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования, 2009
Стр.2
Содержание
Введение ..............................................................................................................4
Глава 1. Методология факторного анализа ........................................8
Глава 2. Факторный анализ инфляции и роста ВВП
в России ............................................................................................21
Глава 3. Феноменология и природа российской инфляции .....55
Глава 4. Антиинфляционная политика ..............................................67
Глава 5. Государственная политика ценового
регулирования ............................................................................109
Глава 6. Зарплата и инфляция ..............................................................144
Заключение ....................................................................................................157
Литература .....................................................................................................159
3
Стр.3
«Если слепой ведет слепого;
то оба упадут в яму»
Мф. 1514.
Введение
Вопрос об инфляции возник не только в связи с «падением»
России в «яму» финансово-экономического кризиса. Проблема
инфляции в истории государственного управления современной
России уже примерно 19 лет доминирует над иными вопросами
критериев и факторов социально-экономического развития. Со
времен шоковой гайдаровской терапии основные социальноэкономические
решения подчинялись главной цели — снижению
уровня инфляции. В табл. 1 приведена иерархия публичных целей
официальной государственной политики, заявленных в официальных
документах [1-41], из которой видна роль инфляционного
критерия.
Таблица 1
Ранжирование официальных целей действующей
экономической политики за период 1993–2007 гг.
Количество
Официальная цель
экономической политики
Уровень жизни, благосостояние
населения
Экономический рост
Инфляция
годовых пакетов
официальных
документов,
упоминающих
цель
13
12
7
1
2
3
Инноватизация экономики, научно-технический
потенциал 74
Конкурентоспособность 7 5
Структурная реформа
Инвестиции
Финансовая стабилизация
4
7
6
6
6
7
8
Индекс
Ранг
современной
актуальности
цели
4
5
10
11
6
13
8
16
Стр.4
Продолжение таблицы 1
Количество
Официальная цель
экономической политики
Снижение социального неравенства
Эффективность
экономики
Институциональные реформы
Снижение налогов
Культура
Сокращение госрасходов
Безопасность
Доходы занятого населения и
пенсии
Модернизация основных фондов
Разрыв
развитости регионов
Конкуренция
Демография
Коррупция
Система управления экономическим
развитием
Защита отечественных товаропроизводителей
Долгосрочное
планирование
Экология
Рост экспорта ТЭК
Положительный баланс притока
и оттока капитала
Образование
Занятость
Здравоохранение
годовых пакетов
официальных
документов,
упоминающих
цель
59
4
4
4
4
4
3
10
11
12
13
14
15
316
317
3
3
2
2
18
19
20
21
222
223
2
1
1
127
1
1
1
24
25
26
28
29
30
Индекс
Ранг
современной
актуальности
цели
7
18
22
17
12
1
17
14
3
9
21
2
15
20
20
20
4
4
19
16
16
16
5
Стр.5
При анализе нужно иметь в виду, что есть цели явные, а есть
фактические (и даже теневые). Если уровень жизни и благосостояние
заявлены как цель номер 1, но занятость имеет ранг 29, образование
— 28, здравоохранение 30, то очевидно, что цель номер
1 является фикцией. То же самое можно сказать о цели экономического
роста, обратив внимание на позиции долгосрочного планирования,
протекционизма, инвестиционного целеполагания
и т. д. В реально программирующем развитие государственноуправленческом
документе — бюджете — при его формировании
как основные ориентиры закладываются именно показатель индекса
инфляции и роста ВВП.
При этом на протяжении уже 19 лет официальная позиция
финансово-экономического блока многочисленных правительств
(исключая правительство Примакова) заключается в следующем.
«Инфляция является целью экономической политики номер
один, поскольку нужно создать так называемый благоприятный
инвестиционный климат для иностранных инвестиций. В российскую
экономику тогда придут иностранные инвестиции и
откроется российское экономическое чудо. Причина инфляции в
избыточности денежного предложения, поэтому нужно свернуть
эмиссионную функцию Центробанка, активизировать стерилизацию
финансов и сжать спрос», чем и занимается Минфин.
В силу этой позиции экономика страны была и остается обезденеженной
(демонетизированной). Кредитный портфель длинных
доступных с учетом реальной рентабельности денег практически
пуст (одна из причин стагнации развития и инноватизации
экономики и финансово-экономического кризиса в России). Зарплатоемкость
российского ВВП ниже в 2–2,5 раза, чем у сопоставимых
стран (одна из причин демографического кризиса).
Центробанк производит эмиссию только под объемы валютной
выручки от углеводородного экспорта, нисколько не заботясь
о проблемах ликвидности банковской системы и социально-экономического
развития страны. Финансовый суверенитет страны
минимизирован, поскольку дефицит оборотных средств замещен
иностранным капиталом, который в необходимый по политическим
причинам момент уходит с российского финансового рынка
и из кредитного контура и… и в России наступает финансовый,
а затем неизбежно — экономический кризис, который совершен6
Стр.6
но ошибочно списывать на кризис мировой. Последствий официальной
антиинфляционной политики на самом деле гораздо
больше [42].
Важно понять, на чем основана описанная позиция правительства.
Есть ли для подобного диагноза причин инфляции (избыточность
денежной массы) какие-либо основания, кроме упрощенных
теоретических представлений типа уравнения Фишера
или распространенных либеральных доктрин; наконец, существуют
ли эмпирические доказательства? Этот вопрос совершенно
не праздный. Если больному врач ставит неправильный диагноз и
выписывает недолжное лекарство, больной может даже умереть.
Проще ли человеческого организма экономика и жизнь целого
государства? Снижается ли уровень ответственности за точный
диагноз у государственного руководителя по сравнению с врачом?
Достаточно очевидно, что если в случае врачебной ошибки
погибает один больной, то в случае тяжкой государственной
ошибки могут гибнуть за счет сверхсмертности, как, например, в
современной России, сотни тысяч людей в год [43].
Поставленные вопросы в монографии решены с применением
как феноменологических, так и теоретических методов при
использовании временных рядов анализируемых параметров
1991–2008 гг. Но на диагнозе исследование не было остановлено.
В работе предложены адекватные выявленным причинам меры
государственной политики борьбы с инфляцией и программа их
нормативно-правового обеспечения.
Автор искренне благодарит за плодотворные консультации,
предоставленные материалы и обсуждения, помощь в работе и
расчетах профессора Красавину Л.Н., Гамзу В.А., Ахметзянову
И.Р., Бахтизина А.Р., Строганову С.М. и всех своих коллег по
Центру проблемного анализа и государственно-управленческого
проектирования (www.rusrand.ru).
7
Стр.7