Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 559131)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Наука и власть. Проблема коммуникаций (82,00 руб.)

0   1
Первый авторЯкунин В. И.
АвторыСулакшин С. С., Вилисов М. В., Соколов Д. В.
ИздательствоМ.: Издательство "Научный эксперт"
Страниц249
ID136876
АннотацияЭффективность государственного управления в современных условиях зависит от глубины понимания отношений, являющихся объектом управления, и от степени проработанности принимаемых управленческих решений. В работе исследуются основные цели и механизмы организации взаимодействия власти и науки в России и ряде зарубежных стран, идентифицируются проблемы в организации взаимодействия российской власти и научно-экспертного сообщества, а также предлагаются варианты решения этих проблем с учетом зарубежного опыта и российских особенностей. Работа основана на результатах обзора обширной практики научно-экспертной деятельности в сфере государственного управления.
Кому рекомендованоДля специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления, работников управленческого аппарата крупных компаний, представителей научно-экспертного сообщества, политиков, преподавателей вузов, студентов и аспирантов.
ISBN978-5-91290-075-4 (Научный эксперт)
УДК342.5:001
ББК67.400.6ж
Якунин, В.И. Наука и власть. Проблема коммуникаций [Электронный ресурс] / С.С. Сулакшин, М.В. Вилисов, Д.В. Соколов, В.И. Якунин .— М. : Издательство "Научный эксперт", 2009 .— 249 с. — Центр пробл. анализа и гос.-управл. проектир.; на обл.: И.К. Федоров «Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова». 1884 г.; библиогр.: с. 239-244 .— ISBN 978-5-91290-075-4 (Научный эксперт) .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/136876

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, М.В. Вилисов, Д.В. Соколов Наука и власть Проблема коммуникаций Москва Научный эксперт 2009 УДК 342.5:001 ББК 67.400.6ж Я34 Якунин В.И., Сулакшин С.С., Вилисов М.В., Соколов Д.В. <...> Любой, даже самый профессиональный управленец в условиях постоянно возникающих новых вызовов, усиливающегося потока информации нуждается в научно-экспертной поддержке своей деятельности, обеспечивающей необходимый уровень проработки управленческих проблем и решений, позволяющей формировать стратегию развития. <...> В работе исследуются основные цели и механизмы организации взаимодействия власти и науки в России и ряде зарубежных стран, идентифицируются проблемы в организации взаимодействия российской власти и научно-экспертного сообщества, а также предлагаются варианты решения этих проблем с учетом зарубежного опыта и российских особенностей. <...> Книга предназначена для специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления, работников управленческого аппарата крупных компаний, представителей научно-экспертного сообщества, политиков, преподавателей вузов, студентов и аспирантов. <...> О возможной схеме научной поддержки законотворческой деятельности Правительства РФ. <...> Однако, воспринимая реальные факты отношения современного Российского государства к национальной науке, которых более чем достаточно, можно прийти к выводу, что Российское государство в национальной науке не очень-то нуждается. <...> Речь пойдет именно о таких потребностях государства в некоторых услугах национальной науки. <...> В настоящей монографии рассматривается конкретный вопрос, а именно — коммуникаций двух субъектов: власти и науки. <...> 5 Начиная с оплаты труда российских ученых, организации госзаказа и заканчивая объемом госфинансирования науки. <...> Но здесь есть свое вечное противостояние двух подходов, а именно — доверительности и профессионализма <...>
Наука_и_власть._Проблема_коммуникаций.pdf
Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, М.В. Вилисов, Д.В. Соколов Наука и власть Проблема коммуникаций Москва Научный эксперт 2009
Стр.1
УДК 342.5:001 ББК 67.400.6ж Я34 Якунин В.И., Сулакшин С.С., Вилисов М.В., Соколов Д.В. Наука и власть Проблема коммуникаций. М.: Научный эксперт, 2009. — 248 с. ISBN 978-5-91290-075-4 Эффективность государственного управления в современных условиях зависит от глубины понимания отношений, являющихся объектом управления, и от степени проработанности принимаемых управленческих решений. Любой, даже самый профессиональный управленец в условиях постоянно возникающих новых вызовов, усиливающегося потока информации нуждается в научно-экспертной поддержке своей деятельности, обеспечивающей необходимый уровень проработки управленческих проблем и решений, позволяющей формировать стратегию развития. Поэтому от эффективности взаимодействия власти и науки зависит успешность государственного управления и, в конечном итоге, судьба страны. В работе исследуются основные цели и механизмы организации взаимодействия власти и науки в России и ряде зарубежных стран, идентифицируются проблемы в организации взаимодействия российской власти и научно-экспертного сообщества, а также предлагаются варианты решения этих проблем с учетом зарубежного опыта и российских особенностей. Работа основана на результатах обзора обширной практики научно-экспертной деятельности в сфере государственного управления. Книга предназначена для специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления, работников управленческого аппарата крупных компаний, представителей научно-экспертного сообщества, политиков, преподавателей вузов, студентов и аспирантов. На обложке: И.К. Федоров «Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова». 1884 г. УДК 342.5:001 ББК 67.400.6ж ISBN 978-5-91290-075-4 © Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования
Стр.2
Содержание Введение — постановка задачи.....................................................................4 Глава 1. Наука и власть как субъекты коммуникации.......................33 1.1. Общая институциональная характеристика.............................33 1.2. Субъекты взаимодействия.............................................................39 1.3. Потенциал коммуникаций.............................................................96 Глава 2. Мировой опыт научно-экспертной поддержки власти...139 2.1. Основные достижения..................................................................139 2.2. Возможности и риски переноса зарубежного опыта в Россию............................................................................................181 Глава 3. Российская проблема интеллектуальной поддержки власти........................................................................189 3.1. Основные задачи в российском контексте...............................189 3.2. О возможной схеме научной поддержки законотворческой деятельности Правительства РФ.............209 Заключение...................................................................................................235 Список литературы.....................................................................................239 3
Стр.3
Введение — постановка задачи В сложно устроенной системе государства — общества — страны существуют два весьма существенных института. Само государство (или власть) и национальная наука. Государство здесь имеется в виду в определенном своем качестве, а именно, в качестве механизма разработки, принятия и реализации управленческих решений. Эти институты связаны друг с другом, зависят друг от друга. Привычно и само собой разумеется то, что наука должна поддерживаться, финансироваться государством, т. е. зависит от государства, нуждается в нем. И это действительно так. Однако, воспринимая реальные факты отношения современного Российского государства к национальной науке, которых более чем достаточно, можно прийти к выводу, что Российское государство в национальной науке не очень-то нуждается. Возникает вопрос: для чего вообще государству (государственной власти) нужна наука? Можно видеть две группы неотъемлемых потребностей государства. Неотъемлемых — значит критически или жизненно важных для него. Как воздух для человека. Лиши человека воздуха — и он умрет. Так и у государства как института существуют неотъемлемые потребности. Забудем о них — и государство станет беспомощным, развалится, превратится в несостоятельное, проиграет геополитическое соревнование или войну и так же умрет, как человек, лишенный возможности дышать. Речь пойдет именно о таких потребностях государства в некоторых услугах национальной науки. Существует много вопросов в этом контексте: бюджета, госзаказа, подготовки кадров, национальных программ, системы аттестации, негосударственной науки и т. п. В настоящей монографии рассматривается конкретный вопрос, а именно — коммуникаций двух субъектов: власти и науки. Итак, зачем власти (государству) наука? Есть две критически важных сферы. Во-первых, это государственный суверенитет и безопасность. 4
Стр.4
Обеспечить эти две потребности возможно только при достаточной развитости оборонной науки, с которой связаны науки — фундаментальная, точные, да и все прикладные, включая часть гуманитарных. Очевидно, что для крупных государств, к числу которых принадлежит Россия, обеспечение государственного суверенитета без оборонной самодостаточности невозможно. Когда-то считалось, что постоянные члены Совета Безопасности ООН — это только те страны, у которых есть собственный боеприпасный производственный цикл. Появление нового супероружия, меняющего понятие суверенитета для малых государств (типа ядерного, направленного действия или информационно-психологического), — это исключительно дело новых научных изысканий. Информационные, психологические аспекты войны, сложные способы подрыва несиловых оснований государственности враждебной страны, что входит в предмет части гуманитарных наук, — это тоже аспекты науки. Несиловые основания государственности страны — это как раз те потенциалы, подрыв которых привел к развалу СССР, несмотря на его самую мощную в мире армию и ядерно-ракетную мощь. В СССР вся наука финансировалась государством либо по схеме прямого госзаказа, либо по схеме т. н. хозрасчетного финансирования, но и здесь заказчиком выступали государственные предприятия. Так вот в документах госзаказа всегда значилось обязательство исполнителя усмотреть в получаемых результатах военный аспект их применения. Если считать, что государственный суверенитет — это для страны ценность № 1, то, вероятно, такой подход является правильным. Передовая оборонно значимая наука, как бы к этому не относиться, всегда выступала локомотивом и общегражданского технического прогресса. Что происходит сегодня с самыми передовыми достижениями науки? Они, к сожалению, все реже реализуются на российской территории — сегодня российские мозги во многом работают за рубежом, на чужую оборону и суверенитет. Вряд ли кто-то сомневается, что такой итог не является большим достижением в управлении наукой современным Российским государством. 5
Стр.5