Отчужденная фразеологическая и идеологическая точка зрения
в авторском монологическом тексте у Н. С. Лескова
Сепик Г.В.,
доцент, Школа педагогики
ФАОУ ВПО «Дальневосточный
федеральный университет»
В композиции сказовых произведений Н.С. Лескова, определяясь
законами данного жанра, реализуется авторская установка на многоголосие, на
сосуществование по крайней мере двух разных голосов, двух систем
временного и пространственного отсчета и двух, как минимум, оценок. <...> Два
разных субъекта речи, две качественно различные стилистические системы,
два смысла и множество подсмыслов, игра со словом, с контекстами и прочее создают ощущение проникающего в плоть и кровь художественного текста
диалога
или
борьбы
взаимопревращающихся
монологов,
разных
идеологических «я». <...> Однако сказовая форма в том чистом виде, в каком создал ее гений Н.
Лескова <...> , не покрывает собой всего художественного наследия писателя,
растворяясь во множестве как смежных со сказовой форм, так и форм явно несказовых. <...> Вместе с тем, очевидно, что лесковское «многоголосие» продолжает
оставаться у него излюбленным поэтическим приемом, опирающимся на
разные средства и формы, порождающим новые художественные эффекты. <...> Это повествовательная норма, сложившаяся в литературной традиции и
обусловливающая господство авторского монологизма, когда субъект речи
только один, а все остальное по отношению к нему выступает в качестве
объекта описания, рассуждения, оценки и т.п. <...> У Н.С. Лескова в данной
повествовательной форме находятся возможности и средства сгладить,
заретушировать авторское «я» и, наоборот, - высветлить, резче очертить то, что
до сих пор этим «я» подавлялось, - чужеродные речевые элементы (как по
отношению друг к другу, так и ко всему целому) и, в результате этого - чужие
идеологические оценки. <...> В тех произведениях, где «рассказчика» нет, где налицо нейтральное
авторское повествование, Н. Лесков <...> Достаточно назвать произведения, среди которых <...>
Отчужденная_фразеологическая_и_идеологическая_точка_зрения_в_авторском_монологическом_тексте_у_Н._С._Лескова.pdf
Отчужденная фразеологическая и идеологическая точка зрения
в авторском монологическом тексте у Н. С. Лескова
Сепик Г.В.,
доцент, Школа педагогики
ФАОУ ВПО «Дальневосточный
федеральный университет»
В композиции сказовых произведений Н.С. Лескова, определяясь
законами данного жанра, реализуется авторская установка на многоголосие, на
сосуществование по крайней мере двух разных голосов, двух систем
временного и пространственного отсчета и двух, как минимум, оценок. Два
разных субъекта речи, две качественно различные стилистические системы,
два смысла и множество подсмыслов, игра со словом, с контекстами и прочее -
создают ощущение проникающего в плоть и кровь художественного текста
диалога или борьбы взаимопревращающихся монологов, разных
идеологических «я».
Однако сказовая форма в том чистом виде, в каком создал ее гений Н.
Лескова, не покрывает собой всего художественного наследия писателя,
растворяясь во множестве как смежных со сказовой форм, так и форм явно несказовых.
Вместе
с тем, очевидно, что лесковское «многоголосие» продолжает
оставаться у него излюбленным поэтическим приемом, опирающимся на
разные средства и формы, порождающим новые художественные эффекты. Не
исключено, что проза Н. Лескова потому трудно определима с точки зрения
жанровой характеристики (по существу в действительности разная и по форме
и по стилистике), что вся она подчинена одной и той же поэтической
доминанте неоднозначности и неодноакцентности.
Отталкиваясь от той стихии, где всего отчетливее борьба противоречий,
где «автор» ускользает демонстративно и где трудно принять «маску» за
истинное лицо, перейдем к стихии другой, где все кажется монолитом, все - под
твердой авторской рукой, где неуместен «маскарад», где любое искажение
«лица» воспринимается как антихудожественное вероломство.
Это повествовательная норма, сложившаяся в литературной традиции и
обусловливающая господство авторского монологизма, когда субъект речи
только один, а все остальное по отношению к нему выступает в качестве
объекта описания, рассуждения, оценки и т.п. У Н.С. Лескова в данной
повествовательной форме находятся возможности и средства сгладить,
заретушировать авторское «я» и, наоборот, - высветлить, резче очертить то, что
до сих пор этим «я» подавлялось, - чужеродные речевые элементы (как по
отношению друг к другу, так и ко всему целому) и, в результате этого - чужие
идеологические оценки.
В тех произведениях, где «рассказчика» нет, где налицо нейтральное
авторское повествование, Н. Лесков размывает, сглаживает его, перенося центр
Стр.1