Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Отчужденная фразеологическая и идеологическая точка зрения в авторском монологическом тексте у Н. С. Лескова

0   0
Первый авторСепик Галина Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID136852
АннотацияВ композиции сказовых произведений Н.С. Лескова реализуется авторская установка на многоголосие, на сосуществование двух систем временного и пространственного отсчета. Лесков широко использует полифонические вкрапления, позволяющие так или иначе трансформировать смысл привычных слов, переосмысливать и перемешивать между собой понятия, заключенные в словах и выражениях. Таким образом он достигает отчуждения фразеологической и идеологической точек зрения в пределах «авторского» монолога.
Кому рекомендованоДля литературоведов, преподавателей и студентов филологических факультетов.
УДК821.161.1.0
ББК83
Сепик, Г.В. Отчужденная фразеологическая и идеологическая точка зрения в авторском монологическом тексте у Н. С. Лескова / Г.В. Сепик .— статья .— : [Б.и.] .— 8 с. — URL: https://rucont.ru/efd/136852 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Отчужденная фразеологическая и идеологическая точка зрения в авторском монологическом тексте у Н. С. Лескова Сепик Г.В., доцент, Школа педагогики ФАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» В композиции сказовых произведений Н.С. Лескова, определяясь законами данного жанра, реализуется авторская установка на многоголосие, на сосуществование по крайней мере двух разных голосов, двух систем временного и пространственного отсчета и двух, как минимум, оценок. <...> Два разных субъекта речи, две качественно различные стилистические системы, два смысла и множество подсмыслов, игра со словом, с контекстами и прочее создают ощущение проникающего в плоть и кровь художественного текста диалога или борьбы взаимопревращающихся монологов, разных идеологических «я». <...> Однако сказовая форма в том чистом виде, в каком создал ее гений Н. Лескова <...> , не покрывает собой всего художественного наследия писателя, растворяясь во множестве как смежных со сказовой форм, так и форм явно несказовых. <...> Вместе с тем, очевидно, что лесковское «многоголосие» продолжает оставаться у него излюбленным поэтическим приемом, опирающимся на разные средства и формы, порождающим новые художественные эффекты. <...> Это повествовательная норма, сложившаяся в литературной традиции и обусловливающая господство авторского монологизма, когда субъект речи только один, а все остальное по отношению к нему выступает в качестве объекта описания, рассуждения, оценки и т.п. <...> У Н.С. Лескова в данной повествовательной форме находятся возможности и средства сгладить, заретушировать авторское «я» и, наоборот, - высветлить, резче очертить то, что до сих пор этим «я» подавлялось, - чужеродные речевые элементы (как по отношению друг к другу, так и ко всему целому) и, в результате этого - чужие идеологические оценки. <...> В тех произведениях, где «рассказчика» нет, где налицо нейтральное авторское повествование, Н. Лесков <...> Достаточно назвать произведения, среди которых <...>
Отчужденная_фразеологическая_и_идеологическая_точка_зрения_в_авторском_монологическом_тексте_у_Н._С._Лескова.pdf
Отчужденная фразеологическая и идеологическая точка зрения в авторском монологическом тексте у Н. С. Лескова Сепик Г.В., доцент, Школа педагогики ФАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» В композиции сказовых произведений Н.С. Лескова, определяясь законами данного жанра, реализуется авторская установка на многоголосие, на сосуществование по крайней мере двух разных голосов, двух систем временного и пространственного отсчета и двух, как минимум, оценок. Два разных субъекта речи, две качественно различные стилистические системы, два смысла и множество подсмыслов, игра со словом, с контекстами и прочее - создают ощущение проникающего в плоть и кровь художественного текста диалога или борьбы взаимопревращающихся монологов, разных идеологических «я». Однако сказовая форма в том чистом виде, в каком создал ее гений Н. Лескова, не покрывает собой всего художественного наследия писателя, растворяясь во множестве как смежных со сказовой форм, так и форм явно несказовых. Вместе с тем, очевидно, что лесковское «многоголосие» продолжает оставаться у него излюбленным поэтическим приемом, опирающимся на разные средства и формы, порождающим новые художественные эффекты. Не исключено, что проза Н. Лескова потому трудно определима с точки зрения жанровой характеристики (по существу в действительности разная и по форме и по стилистике), что вся она подчинена одной и той же поэтической доминанте неоднозначности и неодноакцентности. Отталкиваясь от той стихии, где всего отчетливее борьба противоречий, где «автор» ускользает демонстративно и где трудно принять «маску» за истинное лицо, перейдем к стихии другой, где все кажется монолитом, все - под твердой авторской рукой, где неуместен «маскарад», где любое искажение «лица» воспринимается как антихудожественное вероломство. Это повествовательная норма, сложившаяся в литературной традиции и обусловливающая господство авторского монологизма, когда субъект речи только один, а все остальное по отношению к нему выступает в качестве объекта описания, рассуждения, оценки и т.п. У Н.С. Лескова в данной повествовательной форме находятся возможности и средства сгладить, заретушировать авторское «я» и, наоборот, - высветлить, резче очертить то, что до сих пор этим «я» подавлялось, - чужеродные речевые элементы (как по отношению друг к другу, так и ко всему целому) и, в результате этого - чужие идеологические оценки. В тех произведениях, где «рассказчика» нет, где налицо нейтральное авторское повествование, Н. Лесков размывает, сглаживает его, перенося центр
Стр.1