Сепик Г.В.,
доцент, Школа педагогики
ФАОУ ВПО «Дальневосточный
федеральный университет»
Тема русской православной иконы вошла в русскую литературу во
второй половине XIX века в связи с «открытием» старообрядческих списков
старинных икон, поразивших просвещенное общество необычайной высотой
живописного искусства. <...> был в числе тех, кто не только констатировал торжество русского
художественного гения, но и осознал исторический факт того крайнего
упадка, в котором оказалась не только современная иконописная отрасль, но
и все русское национальное искусство в целом. <...> Это
осознание
«глубины
падения»
проявилось
в
ряде
публицистических заметок Лескова и, в частности, в его статье - «О русской
иконописи» [1]. <...> Особенное повреждение иконографического искусства, с точки
зрения Лескова, - результат его «покинутости», того равнодушия к нему,
которое стало так характерно для русского общества к концу XIX столетия и
в котором так мало было культурных людей, верно понимающих «значение
иконы для нашего простолюдина» [1]. <...> Начиная публицистическую полемику
о русской иконе, писатель отмечал, что она «часто имеет даже несколько
большее
значение», чем «книга для грамотного» [1]: неграмотный
простолюдин, поклоняясь святому образу, втверживает в свое сознание
исторические события искупительной жертвы и деяния лиц, чтимых
церковью за их христианские заслуги» [1]. <...> Таким образом, икона, по Лескову, обладает двумя
специфическими функциями: просветительной и исторической. <...> Именно эти
две функции делают значение иконографии крайне важным для народа и
общества, и особого внимания в этом отношении заслуживают «иконы с
деяниями», открывающие зрителю (поклоняющемуся [2]) «целые истории». <...> Печальная картина крайнего упадка иконописного дела очевиднее
всего для Лескова на фоне именно этой полезности православной иконы для
русского «малопросвещенного» человека. <...> Приметы упадка Лескову видятся
во многом: «им занимаются невежды <...>
Иконографический_мотив_в_произведениях_Н._Лескова.pdf
Иконографический мотив в произведениях Н. Лескова
Сепик Г.В.,
доцент, Школа педагогики
ФАОУ ВПО «Дальневосточный
федеральный университет»
Тема русской православной иконы вошла в русскую литературу во
второй половине XIX века в связи с «открытием» старообрядческих списков
старинных икон, поразивших просвещенное общество необычайной высотой
живописного искусства. Знаток и ценитель древнерусских икон, Н. Лесков
был в числе тех, кто не только констатировал торжество русского
художественного гения, но и осознал исторический факт того крайнего
упадка, в котором оказалась не только современная иконописная отрасль, но
и все русское национальное искусство в целом.
Это осознание
«глубины падения» проявилось в ряде
публицистических заметок Лескова и, в частности, в его статье - «О русской
иконописи» [1]. Остановимся, прежде всего, на основных ее положениях.
В статье был поставлен актуальный для современной русской культуры
вопрос – о состоянии иконографии как части русского национального
искусства. Особенное повреждение иконографического искусства, с точки
зрения Лескова, - результат его «покинутости», того равнодушия к нему,
которое стало так характерно для русского общества к концу XIX столетия и
в котором так мало было культурных людей, верно понимающих «значение
иконы для нашего простолюдина» [1]. Начиная публицистическую полемику
о русской иконе, писатель отмечал, что она «часто имеет даже несколько
большее значение», чем «книга для грамотного» [1]: неграмотный
простолюдин, поклоняясь святому образу, втверживает в свое сознание
исторические события искупительной жертвы и деяния лиц, чтимых
церковью за их христианские заслуги» [1]. Это одно само по себе
немаловажно. Таким образом, икона, по Лескову, обладает двумя
специфическими функциями: просветительной и исторической. Именно эти
две функции делают значение иконографии крайне важным для народа и
общества, и особого внимания в этом отношении заслуживают «иконы с
деяниями», открывающие зрителю (поклоняющемуся [2]) «целые истории».
Печальная картина крайнего упадка иконописного дела очевиднее
всего для Лескова на фоне именно этой полезности православной иконы для
русского «малопросвещенного» человека. Приметы упадка Лескову видятся
во многом: «им занимаются невежды, которые пишут на иконных досках
неведомо что и неведомо как»; важнейшая отрасль русского искусства
воспринимается как что-то примитивное и недостойное внимания; «старая
иконопись» становится «модной стариной», интересной и востребованной
узким кругом «торгующих специалистов» из-за высокой «товарной» цены;
«все великое большинство…уверено, что русское иконописание - это та
Стр.1