Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Иконографический мотив в произведениях Н. Лескова

0   0
Первый авторСепик Галина Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц12
ID136848
АннотацияОбразный язык иконы, ее композиционные особенности, связь с каноническим подлинником являются для Н. Лескова образцом и мерилом художественной правды, тем «окном», через которое человек видит историческую «истину»: «история» воспринимается уже не только как «сотворенная», но и как «творимая», с вектором, уходящим «за поля изображения».
Кому рекомендованоДля литературоведов, преподавателей и студентов филологических факультетов.
УДК821.161.1.0
ББК83
Сепик, Г.В. Иконографический мотив в произведениях Н. Лескова / Г.В. Сепик .— статья .— : [Б.и.] .— 12 с. — Библиогр. - с. 10-12 .— URL: https://rucont.ru/efd/136848 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сепик Г.В., доцент, Школа педагогики ФАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» Тема русской православной иконы вошла в русскую литературу во второй половине XIX века в связи с «открытием» старообрядческих списков старинных икон, поразивших просвещенное общество необычайной высотой живописного искусства. <...> был в числе тех, кто не только констатировал торжество русского художественного гения, но и осознал исторический факт того крайнего упадка, в котором оказалась не только современная иконописная отрасль, но и все русское национальное искусство в целом. <...> Это осознание «глубины падения» проявилось в ряде публицистических заметок Лескова и, в частности, в его статье - «О русской иконописи» [1]. <...> Особенное повреждение иконографического искусства, с точки зрения Лескова, - результат его «покинутости», того равнодушия к нему, которое стало так характерно для русского общества к концу XIX столетия и в котором так мало было культурных людей, верно понимающих «значение иконы для нашего простолюдина» [1]. <...> Начиная публицистическую полемику о русской иконе, писатель отмечал, что она «часто имеет даже несколько большее значение», чем «книга для грамотного» [1]: неграмотный простолюдин, поклоняясь святому образу, втверживает в свое сознание исторические события искупительной жертвы и деяния лиц, чтимых церковью за их христианские заслуги» [1]. <...> Таким образом, икона, по Лескову, обладает двумя специфическими функциями: просветительной и исторической. <...> Именно эти две функции делают значение иконографии крайне важным для народа и общества, и особого внимания в этом отношении заслуживают «иконы с деяниями», открывающие зрителю (поклоняющемуся [2]) «целые истории». <...> Печальная картина крайнего упадка иконописного дела очевиднее всего для Лескова на фоне именно этой полезности православной иконы для русского «малопросвещенного» человека. <...> Приметы упадка Лескову видятся во многом: «им занимаются невежды <...>
Иконографический_мотив_в_произведениях_Н._Лескова.pdf
Иконографический мотив в произведениях Н. Лескова Сепик Г.В., доцент, Школа педагогики ФАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» Тема русской православной иконы вошла в русскую литературу во второй половине XIX века в связи с «открытием» старообрядческих списков старинных икон, поразивших просвещенное общество необычайной высотой живописного искусства. Знаток и ценитель древнерусских икон, Н. Лесков был в числе тех, кто не только констатировал торжество русского художественного гения, но и осознал исторический факт того крайнего упадка, в котором оказалась не только современная иконописная отрасль, но и все русское национальное искусство в целом. Это осознание «глубины падения» проявилось в ряде публицистических заметок Лескова и, в частности, в его статье - «О русской иконописи» [1]. Остановимся, прежде всего, на основных ее положениях. В статье был поставлен актуальный для современной русской культуры вопрос – о состоянии иконографии как части русского национального искусства. Особенное повреждение иконографического искусства, с точки зрения Лескова, - результат его «покинутости», того равнодушия к нему, которое стало так характерно для русского общества к концу XIX столетия и в котором так мало было культурных людей, верно понимающих «значение иконы для нашего простолюдина» [1]. Начиная публицистическую полемику о русской иконе, писатель отмечал, что она «часто имеет даже несколько большее значение», чем «книга для грамотного» [1]: неграмотный простолюдин, поклоняясь святому образу, втверживает в свое сознание исторические события искупительной жертвы и деяния лиц, чтимых церковью за их христианские заслуги» [1]. Это одно само по себе немаловажно. Таким образом, икона, по Лескову, обладает двумя специфическими функциями: просветительной и исторической. Именно эти две функции делают значение иконографии крайне важным для народа и общества, и особого внимания в этом отношении заслуживают «иконы с деяниями», открывающие зрителю (поклоняющемуся [2]) «целые истории». Печальная картина крайнего упадка иконописного дела очевиднее всего для Лескова на фоне именно этой полезности православной иконы для русского «малопросвещенного» человека. Приметы упадка Лескову видятся во многом: «им занимаются невежды, которые пишут на иконных досках неведомо что и неведомо как»; важнейшая отрасль русского искусства воспринимается как что-то примитивное и недостойное внимания; «старая иконопись» становится «модной стариной», интересной и востребованной узким кругом «торгующих специалистов» из-за высокой «товарной» цены; «все великое большинство…уверено, что русское иконописание - это та
Стр.1