:
на материале повести «Скоморох Памфалон»
Сепик Г.В.,
доцент, Школа педагогики
ФАОУ ВПО «Дальневосточный
федеральный университет»
В современном российском обществе, несмотря на процессы
«приобщения» к общечеловеческой и европейской культуре, начинается
переосмысление собственно национальных духовных и культурных
традиций русского народа. <...> Миф об «особом благочестии» и «бытовом
исповедничестве» русского народа сегодня оборачивается опасностью
замены Православия расколами, ересями и сектами, окончательным
погружением общества в разврат, повальное пьянство и повсеместное
воровство [1]. <...> История России уже знала примеры такой духовной
деформации. <...> Еще в ΧIΧ веке выдающийся русский христианский писатель Н.С.
Лесков поставил верный диагноз духовному состоянию российского
общества - «Русь была крещена, но не была просвещена» [1]. <...> Те самые
догматы и правила христианской жизни, которые сохранила русская
православная Церковь и которые были понятны «простым, почти
необразованным портным, банщикам и каменотесам в эпоху создания
христианского общества в IV—V веках» [1], оказываются непонятными
нашим современникам, имеющим, как минимум, среднее общее образование. <...> Евангелие не только не читают - проблема в том, что по нему не живут. <...> В чем они должны состоять плоды христианского просвещения? <...> Христос, как это ясно видно из Священного Писания, оставил на Земле
не книгу с точной записью своего учения, а созданную Им Церковь,
«собрание верных» Ему людей. <...> Иначе этот источник определяется в Восточной, православной, Церкви – как
традиция, «передача» христианского знания, христианского образа жизни
от человека к человеку. <...> уловил основное
противоречие между «буквой» и «духом» в самом содержании человеческой
жизни и положил его в основу замысла одного из своих «христианских
преданий» - повести «Скоморох Памфалон». <...> «Пролог» [4], как источник
сюжета повести, позволил писателю на материале христианских житий <...>
«Буква_и_дух»_в_христианских_преданиях_Н.Лескова_на_материале_повести_«Скоморох_Памфалон».pdf
«Буква и дух» в христианских преданиях Н. Лескова:
на материале повести «Скоморох Памфалон»
Сепик Г.В.,
доцент, Школа педагогики
ФАОУ ВПО «Дальневосточный
федеральный университет»
В современном российском обществе, несмотря на процессы
«приобщения» к общечеловеческой и европейской культуре, начинается
переосмысление собственно национальных духовных и культурных
традиций русского народа. Одним из проявлений такой тенденции считается
возрождение христианской веры и Православной Церкви: уже почти
пятнадцать лет, как прекратились вообще какие-либо дискриминационные
ограничения государством свободного исповедания христианской веры;
возобновились богослужения почти во всех сохранившихся храмах,
воссоздано немало разрушенных; более половины населения России,
по данным опросов, считает себя православными верующими [1]. Но
действительно ли православная вера оживает в народе? Исследования
последних лет показывают, что едва ли не половина считающих себя
«православными», не понимают основного христианского догмата о Троице,
а почти 90% крещёных православных наших соотечественников практически
не посещают храмов. Миф об «особом благочестии» и «бытовом
исповедничестве» русского народа сегодня оборачивается опасностью
замены Православия расколами, ересями и сектами, окончательным
погружением общества в разврат, повальное пьянство и повсеместное
воровство [1]. История России уже знала примеры такой духовной
деформации.
Еще в ΧIΧ веке выдающийся русский христианский писатель Н.С.
Лесков поставил верный диагноз духовному состоянию российского
общества - «Русь была крещена, но не была просвещена» [1]. Те самые
догматы и правила христианской жизни, которые сохранила русская
православная Церковь и которые были понятны «простым, почти
необразованным портным, банщикам и каменотесам в эпоху создания
христианского общества в IV—V веках» [1], оказываются непонятными
нашим современникам, имеющим, как минимум, среднее общее образование.
Евангелие не только не читают - проблема в том, что по нему не живут.
«Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» [2].
В чем они должны состоять плоды христианского просвещения?
Христос, как это ясно видно из Священного Писания, оставил на Земле
не книгу с точной записью своего учения, а созданную Им Церковь,
«собрание верных» Ему людей. Именно в Церкви, в собрании, в общине,
в общении друг с другом люди учились жить по-христиански. В Западной,
Стр.1