Каралиса при очевидной слабости художественных аргументов и такого же самолюбования Ю. <...> Спокон веку отечественное интеллигентское сознание, за небольшим исключением,
вертелось по преимуществу в «распределительном»
кругу. <...> «Идейный
роман», как предполагают сегодня некоторые критики, расположился главным образом на приветливых к «патриотам» страницах «Молодой гвардии»,
«Нашего современника» и «Москвы». <...> , практикуют создание его писатели«шестидесятники», но «по большей части в жанре
критики и мемуаристики — от Станислава Рассадина
до Бенедикта Сарнова, от В. Кардина <...> А именно: не что иное, как нынешняя
ширпотребовская литература, в частности политические бестселлеры, творимые не такими уж бездарными писателями, как Э. Тополь <...> А также — на то, что крайне малое накопление в отечественном сознании культуры породит не
просто появление на книжном рынке бульварной литературы (что абсолютно естественно), но творений,
спекулирующих именно на национальной трагедии. <...> Немзер написал, что «„компенсаторная” стратегия времен перестройки была чревата
дурными последствиями». <...> А вы говорите — «идейного романа» в России
нет! <...> А ежели ни мыслей
в каком-нибудь энном романе нет, ни сюжета, ни страсти, ни героев, способных впечататься в читательскую
память, — так зачем роман этот, прости господи, и читать? <...> И отмеченный нынешней критикой переход демократических идей в жанр мемуаристики и публицистики, а также в порнографические и полупорнографические изделия яснее ясного говорит о том, что
лихие битвы рубежа 80—90-х свидетельствовали не
столько о силе, сколько о слабости нашей словесности, точнее, об излишнем напоре на ее идеологичность, всегда влекущем за собой эстетическое ослабление литературы. <...> Твердо укорененное представление о том, что
эстетическое и нравственное содержание литературных творений есть нечто низшее в сравнении с прежней литературной запрещенностью, что советская
цензура вкупе с редакторами <...>
Нынче_всё_наоборот._Статьи,_фельетоны,_эссе.__(2).pdf
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ
ЕВГЕНИЯ ЩЕГЛОВА
НЫНЧЕ ВСЕ НАОБОРОТ
Статьи, фельетоны, эссе
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2010
1
Стр.1
ББК: 83.3(2)
УДК: 8.09:882
Щеглова Е.
Нынче все наоборот. Статьи, фельетоны, эссе. СПб.: Российский
институт истории искусств, 2010. С. 316.
Е. Щеглова — известный литературный критик, автор «Невы»,
«Континента», «Знамени», «Вопросов литературы», «Дружбы народов»
и других изданий — давно пишет о современной литературе.
Ее статьи — яркие, острые, точные, они лишены раздражительности
и чужды литературной моде. Круг явлений, затронутых критиком,
очень широк — от книг, отразивших перестройку, от размышлений
о судьбах погибших в 30-е годы писателей — до сегодняшних сочинений.
Отнюдь не комплиментарно Е. Щеглова размышляет о нынешней
критике (Н. Иванова, А. Немзер, С. Рассадин), видя в ней верные
ориентиры и спорные оценки. Очевидно неприятие агрессивного
неославянофильства в прозе Н. Коняева и Ю. Бондарева, наивного
самодовольства Дм. Каралиса при очевидной слабости художественных
аргументов и такого же самолюбования Ю. Дружникова в отношении
русской классики. Особое место в книге занимает очерквоспоминание
о Льве Разгоне, прошедшем сталинские лагеря.
Эта книга — редкий случай, когда сама критика становится фактом
творческим, писательским. Она вызывает добрые чувства и предполагает
необходимость спора. Такова задача подлинной критики.
ISBN 978-5-86845-155-3
© ГНИИ «Российский институт истории искусств», 2010
© Е. П. Щеглова, 2010
2
Стр.2
Светлой памяти моей учитальницы,
фронтовой медсестры Лидии Самсоновны
Разумовской
Об этой книге
Вряд ли найдется кто-либо из пишущей литературной
братии и из заинтересованных читателей
современного литературного процесса, кто не знает
ярких и интересных статей известного литературного
критика и публициста Е. П. Щегловой. В этой книге
сконцентрированы лучшие ее труды очень широкого
жанрового и тематического спектра.
В наши дни в литературной критике много пестроты
и противоречий. Книга Е. П. Щегловой выгодно
отличается от многих современных четкостью
мировоззрения автора и высокими нравственными
и эстетическими критериями оценок. Это добротная,
интеллигентская, питерская книга! Она будет чрезвычайно
полезна самым разным группам читателей,
в том числе задубелым и запутанным в поисках потерянной
позитивной программы.
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
Института истории РАН,
член Союза писателей Санкт-Петербурга,
профессор Б. Ф. Егоров.
3
Стр.3