Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Доктрина регионального развития Российской Федерации (макет-проект)

0   0
АвторыМалчинов А. С.
ИздательствоМ.: Издательство "Научный эксперт"
Страниц257
ID134010
АннотацияВ Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (научный руководитель В.И.Якунин) разработан нормативный правовой акт, определяющий государственную политику в сфере регионального развития, - Доктрина регионального развития Российской Федерации. Доктрина содержит программу государственно-управленческих действий и решений в рамках региональной политики и представляет собой документ нового типа, задающий управленческое содержание политики, в том числе в долгосрочной перспективе.
Кому рекомендованоДля руководителей органов законодательной, судебной и исполнительной власти, субъектов экономической деятельности, экономистов, правоведов, научных работников, аспирантов, студентов.
ISBN978-5-91290-086-0 (Научный эксперт)
УДК332.14:338.2(065)
ББК65.050.2в6-1
Доктрина регионального развития Российской Федерации (макет-проект) : монография / ред. А.С. Малчинов .— Москва : Издательство "Научный эксперт", 2009 .— 257 с. — [Сулакшин С.С., Лексин В.Н., Малчинов А.С. и др.]; под общ. ред. Малчинова А.С.; Центр проблемного ан. и гос.-упр. проект.; список нормат. правовых актов и библиогр.: с. 221-255 .— ISBN 978-5-91290-086-0 (Научный эксперт) .— URL: https://rucont.ru/efd/134010 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЦЕНТР ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОКТРИНА регионального развития Российской Федерации Макетпроект Наш адрес: 107078, Россия, Москва, ул. <...> 15 (подъезд 1, этаж 5) Тел./ факс: (495) 981- 57 -03, 981- 57-04, 981- 57- 09 E-mail: info@rusrand.ru, frpc@cea.ru www.rusrand.ru Москва · Научный эксперт · 2009 Доктрина регионального развития Российской Федерации и государственно-управленческого проектирования Центр проблемного анализа Доктрина регионального развития Российской Федерации (Макет-проект) Москва Научный эксперт 2009 УДК 332.14:338.2(065) ББК 65.050.2в6-1 Д 61 Авторы: Сулакшин С.С., Лексин В.Н., Малчинов А.С., Глигич-Золотарева М.В., Колосов В.А., Борисова Н.А., Хаванский Н.А. <...> ISBN 978-5-91290-086-0 В Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (научный руководитель В.И. Якунин) разработан нормативный правовой акт, определяющий государственную политику в сфере регионального развития, — Доктрина регионального развития Российской Федерации. <...> Пояснительная записка к проекту Доктрины регионального развития Российской Федерации . <...> Цели и задачи Доктрины регионального развития как государственно-управленческого документа доктринального уровня . <...> Ценностные цели и механизм ценностного целеполагания Доктрины . <...> Исходное состояние региональной развитости и проблемы регионального развития . <...> Ценностный выбор и цели региональной политики . <...> Приоритеты государственного управления, вытекающие из ценностей государственной региональной политики . <...> Периодизация планирования (периоды реализации Доктрины регионального развития Российской Федерации) . <...> Срок действия Доктрины регионального развития Российской Федерации . <...> Головной исполнитель и иные ответственные исполнители Доктрины регионального развития Российской Федерации . <...> Стратегия перехода при модернизации региональной политики . <...> Административные центры субъектов Российской Федерации в решении задач региональной политики . <...> Развитие территорий <...>
Доктрина_регионального_развития_Российской_Федерации_(макет-проект)_(1).pdf
и государственно-управленческого проектирования Центр проблемного анализа Доктрина регионального развития Российской Федерации (Макет-проект) Москва Научный эксперт 2009
Стр.1
УДК 332.14:338.2(065) ББК 65.050.2в6-1 Д 61 Авторы: Сулакшин С.С., Лексин В.Н., Малчинов А.С., Глигич-Золотарева М.В., Колосов В.А., Борисова Н.А., Хаванский Н.А. Д 61 Доктрина регионального развития Российской Федерации: макетпроект: монография / [Сулакшин С.С. и др.]; под общ. ред. Малчинова А.С.; Центр проблемного ан. и гос.-упр. проект. — М.: Научный эксперт, 2009. — 256 с. ISBN 978-5-91290-086-0 В Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (научный руководитель В.И. Якунин) разработан нормативный правовой акт, определяющий государственную политику в сфере регионального развития, — Доктрина регионального развития Российской Федерации. Доктрина содержит программу государственноуправленческих действий и решений в рамках региональной политики и представляет собой документ нового типа, задающий управленческое содержание политики, в том числе в долгосрочной перспективе. Для руководителей органов законодательной и исполнительной власти, субъектов экономической деятельности, экономистов, правоведов, научных работников, аспирантов, студентов и всех интересующихся современными экономико-правовыми проблемами реализации государственной региональной политики. УДК 332.14:338.2(065) ББК 65.050.2в6-1 ISBN 978-5-91290-086-0 © Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования, 2009
Стр.2
Содержание Введение ........................................................................................... 7 Часть I. Пояснительная записка к проекту Доктрины регионального развития Российской Федерации ............... 10 1. Цели и задачи Доктрины регионального развития как государственно-управленческого документа доктринального уровня ............................................................ 10 2. Современное состояние государственноуправленческих документов доктринального уровня в Российской Федерации .......................................................... 13 3. Основания принятия, правовой статус, форма и структура Доктрины регионального развития ................ 15 4. Ценностные цели и механизм ценностного целеполагания Доктрины ......................................................... 18 5. Основные принципы построения Доктрины как документа и ее функции в механизме управления региональным развитием России ........................................... 19 6. Исходное состояние региональной развитости и проблемы регионального развития .................................... 23 7. Основные направления регионального развития и основные предлагаемые решения ....................................... 24 8. Механизм формирования управленческих решений и его взаимосвязь с проблемами регионального развития ........................................................................................ 26 9. Программа реализации Доктрины ............................................... 27 Часть II. Проект федерального закона «О Доктрине регионального развития Российской Федерации» ............. 28 3
Стр.3
Часть III. Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона «О Доктрине регионального развития Российской Федерации» ............. 33 Часть IV. Доктрина регионального развития Российской Федерации ........................................................... 58 Содержание ..................................................................................... 58 Преамбула ............................................................................................... 61 Глава 1. Общие положения ................................................................. 61 1.1. Статус Доктрины регионального развития Российской Федерации ......................................................... 61 1.2. Основные понятия ................................................................. 63 1.3. Формирование региональной политики .......................... 65 1.4. Ценностный выбор и цели региональной политики ..... 68 1.5. Приоритеты государственного управления, вытекающие из ценностей государственной региональной политики ........................................................ 70 1.6. Основные количественные целевые и мониторируемые показатели реализации государственной региональной политики ....................... 71 1.7. Структура государственной региональной политики ................................................................................... 73 1.8. Периодизация планирования (периоды реализации Доктрины регионального развития Российской Федерации) ........................................................ 73 1.9. Срок действия Доктрины регионального развития Российской Федерации ......................................................... 74 1.10. Головной исполнитель и иные ответственные исполнители Доктрины регионального развития Российской Федерации ......................................................... 74 Глава 2. Текущее и целевое состояние регионального развития и региональной политики. Стратегия перехода ................................................................................... 75 4
Стр.4
2.1. Текущее состояние регионального развития .................. 75 2.2. Целевое состояние регионального развития ................... 77 2.3. Текущее состояние государственной региональной политики ........................................................ 78 2.4. Целевое состояние государственной региональной политики ........................................................ 82 2.5. Стратегия перехода при модернизации региональной политики ........................................................ 83 Глава 3. Направления региональной политики и регионального развития. Основные проблемы и решения ................................................................................ 84 3.1. Федеративное устройство России ...................................... 84 3.2. Пространственное развитие Российской Федерации ................................................................................ 95 3.3. Бюджеты и налоги в региональной политике ................. 99 3.4. Инвестиции в региональной политике ........................... 106 3.5. Социальное развитие субъектов Российской Федерации .............................................................................. 111 3.6. Административные центры субъектов Российской Федерации в решении задач региональной политики ................................................................................. 118 3.7. Местное самоуправление и межмуниципальное сотрудничество ..................................................................... 122 3.8. Развитие территорий с особым статусом: особые экономические зоны, закрытые административнотерриториальные образования, наукограды, монопрофильные города .................................................... 131 3.9. Развитие проблемных регионов Российской Федерации: Дальний Восток, Кавказ, северные территории, депрессивные регионы ................................ 139 3.10. Миграционные вопросы в региональной политике. Обеспечение сбалансированной структуры расселения .............................................................................. 143 5
Стр.5
3.11. Внешнеэкономическое сотрудничество субъектов Российской Федерации ................................... 150 3.12. Развитие инфраструктурных объектов в Российской Федерации .................................................... 155 3.13. Государственное управление региональным развитием ............................................................................... 163 3.14. Формирование и реализация федеральных, межрегиональных и региональных целевых программ................................................................................. 170 Глава 4. Механизм реализации Доктрины регионального развития Российской Федерации .................................... 174 4.1. Принципы государственного управления региональным развитием ................................................... 174 4.2. Система государственного управления региональным развитием ................................................... 177 4.3. Планирование, мониторинг и контроль в государственном управлении региональным развитием ............................................................................... 181 4.4. Модернизация системы государственного управления региональным развитием ............................ 184 Глава 5. Программа нормативно-правового обеспечения реализации Доктрины регионального развития Российской Федерации ...................................................... 185 Заключение .................................................................................. 218 Список нормативных правовых актов и использованной литературы ............................................ 221 6
Стр.6
Введение В последние годы в социально-экономическом развитии регионов России наблюдаются существенные диспропорции, которые выражены, в частности, в разрывах таких ключевых экономических показателей, как ВРП на душу населения, инвестиции в основной капитал на душу населения в субъектах Российской Федерации, доходы на душу населения по субъектам Российской Федерации. Причем величина этих разрывов региональной развитости по большинству показателей превышает десятки, а по некоторым показателям — сотни раз. Разрывы региональной развитости наблюдаются и по многим другим социальноэкономическим параметрам: обеспеченность жильем, развитость автодорожной сети, уровень занятости и др. Результаты исследования, проведенного Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, показали, что одними из главных причин сложившихся региональных диспропорций являются неудовлетворительное состояние государственного управления и несовершенство нормативноправовой базы в сфере регионального развития. Это, в частности, проявляется: в неэффективном механизме взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими полномочий (оторванность федеральных органов власти от региональных проблем, неэффективность взаимодействия в реализации целевых программ развития, слабое информационное взаимодействие и др.); в несовершенстве инструментов государственного управления планированием размещения производительных сил и системой расселения, несогласованность федеральных, межрегиональных, региональных и муниципальных программ развития, отсутствие социальных стандартов, несбалансированное разграничение предметов ведения и полномочий, несбалансированное распределение нормативов налоговых отчислений). С учетом вышеизложенного, государственная региональная политика должна быть направлена прежде всего на совершенствование механизмов государственного управления региональ7
Стр.7
ным развитием и совершенствование ее нормативной правовой базы. Она должна иметь четкое, прозрачное содержание и обеспечиваться необходимыми ресурсами. Важно отметить, что модернизация государственной региональной политики станет возможной только при юридическом закреплении ее содержания. Наиболее эффективной формой такого правового закрепления является документ нового типа — Доктрина регионального развития Российской Федерации как основной государственно-управленческий документ, определяющий содержание государственной региональной политики, формирующий и приводящий в действие механизм ее исполнения1 С общенаучной точки зрения под доктриной понимают си. стему взглядов в какой-либо сфере. Но вполне очевидно, что для государственного управления одной только системы взглядов недостаточно. Поэтому для поставленных целей в рамках проведенного исследования Доктрина регионального развития России получила иное, управленческое содержание. Следует отметить, что в подавляющем большинстве программные и доктринальные документы, принимаемые в Российской Федерации, носят характер скорее не правовых, а политических документов, зависящих от воли конкретных высших лиц государства. Такая ситуация складывается и в сфере региональной политики. Так, разработанная Минрегионом России стратегия социально-экономического развития регионов России пока что не имеет статуса и как политического, и как нормативно-правового документа. Что касается Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, то в ней региональная составляющая представлена достаточно слабо. Очевидно, что эффективность реализации доктринальных документов напрямую зависит от правовой формы их утверждения. Лишь те программные и доктринальные документы, которые имеют определенный нормативно-правовой статус и встроены в систему нормативно-правового регулирования, имеют шанс быть в полной мере реализованными на практике. Под Доктриной регионального развития Российской Федерации понимается нормативный правовой акт, определяющий 1 8 Экономическая доктрина Российской Федерации (макет-проект). Монография / Под ред. С.С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2008.
Стр.8
содержание государственной региональной политики Рос сийской Федерации, включая ее основные ценностные ориентиры, цели, направления и приоритеты, формирующий и приводящий в действие механизм ее исполнения на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Необходимость принятия такого документа диктуется недостаточной системностью, стратегичностью и последовательностью проводимой в настоящее время государственной региональной политики. Доктрина регионального развития России нацелена на повышение эффективности государственной региональной политики. Проект Доктрины регионального развития Российской Федерации прошел публичную апробацию в научных кругах (в адрес Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования из разных регионов России поступило свыше 30 рецензий и отзывов на проект Доктрины), а также в ряде органов государственной власти субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.). Авторы выражают благодарность за помощь в работе, полезные консультации и дискуссии Строгановой С.М., Клюеву Н.Н., Шодоевой Л.М. Авторы будут благодарны за творческие отклики, дискуссионные замечания и предложения по данному макету-проекту. Авторский коллектив готов продолжить разработки требуемых проектов нормативных правовых актов в соответствии с регламентами государственных органов власти. Мы открыты для сотрудничества с общественными, политическими деятелями, государственными руководителями, депутатами парламента, крупными легальными лоббирующими сообществами. Предложения можно направлять по адресу: 107078, Москва, ул. Каланчевская, д. 15, подъезд 1, этаж 5. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Генеральному директору Сулакшину С.С. Тел./факс: (495) 981 57 03 (09) E-mail: frpc@cea.ru Интернет-портал: www. rusrand.ru 9
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.