Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Р. Саути («Пауку») и И. Бродский («Муха»): о механизмах творческой памяти (80,00 руб.)

0   0
АвторыСтепанов Александр Геннадьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц14
ID133510
АннотацияПриведенные построения заслуживают внимания не только со стороны поэтики, но – шире – психологии творчества. Проблема состоит в том, что, упоминая В. Вордсворта и С. Кольриджа , Бродский обходит молчанием третьего лейкиста – Р. Саути, а, говоря о заслугах англичан в строфике, называет Дж. Донна, у которого воспринял «идею строфы» . Имя Саути нигде не возникает.
Р. Саути («Пауку») и И. Бродский («Муха»): о механизмах творческой памяти / А.Г. Степанов .— : [Б.и.], 2010 .— 14 с. — Статья опубликована в сборнике: Русская филология. – Смоленск, 2010. – С. 130–145. – (Учен. зап. / Каф. истор. и теор. лит. Смолен. гос. ун-та ; Т. 13). — URL: https://rucont.ru/efd/133510 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Муха»): о механизмах творческой памяти Идея статьи подсказана Н. Н. Мазур, выступившей в Живом Журнале с наблюдениями над двумя текстами: «Пауку» Р. <...> Указав на мою работу о сапфической строфе – прообразе «мушиных» четверостиший Бродского2, она заметила, что верный английский след привел «не туда»3. <...> Приведенные построения заслуживают внимания не только со стороны поэтики, но – шире – психологии творчества. <...> Саути, а, говоря о заслугах англичан в строфике, называет Дж. <...> Гиперстрофы Бродского симметричны относительно вертикальной оси, а их трехчастное деление на катрены соотносимо со строением мухи, тело которой состоит из трех отделов: II Пока ты пела и летала, листья попадали. <...> Восьмистишия Саути, не обладая правильной симметрией, также иконичны: Thou art welcome to a Rhymer sore-perplext, The subject of his verse: There’s many a one who on a better text Perhaps might comment worse. <...> Then shrink not, old Free-Mason, from my view, But quietly like me spin out the line; Do thou thy work pursue As I will mine9. <...> Вместе с тем нетрудно увидеть, что оба текста подчинены принципу структурной аналогии. <...> Его стихотворение «О пауке, уловляющем муху» («Upon a Spider Catching a Fly», 1671 или 1673) написано пятистишиями, в которых короткие стихи сдвинуты вправо. <...> Такое размещение строк придает строфе графический облик, позволяющий говорить о его «паукообразной» семантике: Thou sorrow, venom Elfe. <...> Is this thy play, To spin a web out of thyselfe To Catch a Fly? <...> Его строфа – шестистишие с симметричным расположением строк разной длины. <...> Объем строфы также может выступать зна- ком насекомого – пчелы, у которой, в отличие от паука, не четыре, а три пары ног: Thou wert out betimes, thou busy, busy Bee! <...> On the meadow, with dew so grey, Saw I thee, thou busy, busy Bee. <...> Метр <...>
Р._Саути_(«Пауку»)_и_И._Бродский_(«Муха»)__о_механизмах_творческой_памяти_.pdf
А. Г. Степанов Тверь Р. Саути («Пауку») и И. Бродский («Муха»): о механизмах творческой памяти Идея статьи подсказана Н. Н. Мазур, выступившей в Живом Журнале с наблюдениями над двумя текстами: «Пауку» Р. Саути («To a Spider», 1798) и «Муха» И. Бродского (1985)1. Указав на мою работу о сапфической строфе – прообразе «мушиных» четверостиший Бродского2, она заметила, что верный английский след привел «не туда»3. С ее точки зрения, автор, создавая «Муху»4, ориентировался на стихотворение британского поэта о пауке. Приведенные построения заслуживают внимания не только со стороны поэтики, но – шире – психологии творчества. Проблема состоит в том, что, упоминая В. Вордсворта и С. Кольриджа5, Бродский обходит молчанием третьего лейкиста – Р. Саути, а, говоря о заслугах англичан в строфике, называет Дж. Донна, у которого воспринял «идею строфы»6. Имя Саути нигде не возникает. К этой «забывчивости» мы вернемся, но сначала систематизируем связи между стихотворениями. Графическое построение Их объединяет структурное сходство, выявляемое при визуальном восприятии. Строфика тяготеет к фигурности: стиховые ряды сгруппированы таким образом, что контуры напоминают внешний вид насекомого7. Гиперстрофы Бродского симметричны относительно вертикальной оси, а их трехчастное деление на катрены соотносимо со строением мухи, тело которой состоит из трех отделов: II Пока ты пела и летала, листья попадали. И легче литься воде на землю, чтоб назад из лужи воззриться вчуже. А ты, видать, совсем ослепла. Можно представить цвет крупинки мозга, померкший от твоей, брусчатке сродни, сетчатки, и содрогнуться. Но тебя, пожалуй, устраивает дух лежалый жилья, зеленых штор понурость. Жизнь затянулась8.
Стр.1