Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Социальное познание в журналистике (методология, методы, методика). Учебное пособие (220,00 руб.)

1   0
Первый авторТертычный Александр Алексеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц147
ID13158
АннотацияПредпринятое рассмотрение методологического аспекта социального познания в журналистике, будучи продолжением усилий наших предшественников, является лишь одной из ступенек на пути разработки этого важного направления теории журналистики. Несомненно, что ход общественного развития внесет коррективы во взаимоотношения СМИ и других социальных институтов, потребует от журналистов более точного, более полного отображения возникающих в обществе актуальных ситуаций.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов, преподавателей факультетов журналистики вузов.
Тертычный, А.А. Социальное познание в журналистике (методология, методы, методика). Учебное пособие / А.А. Тертычный .— : [Б.и.], 2008 .— 147 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13158 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Тертычный Александр Алексеевич СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКЕ ( МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ, МЕТОДИКА) Москва - 2008 1 Рекомендована к печати Ученым советом факультета журналистики МГУ 2 Содержание Введение……………………………………. <...> Социальное познание в журналистике и его характер <...> Методология познания и предмет отображения в журналистике . <...> Методология познания и социальная позиция журналиста …………... <...> Соотношение методологии, методов и методики познания в журналистике. <...> Методы и методика изложения материала (построения текста). <...> ………..…………………………………….………..140 4 Введение Вряд ли стоит доказывать, что познавательная деятельность журналиста выступает одним из важнейших направлений социального познания действительности, 1 одним из источников оперативного знания о ней. <...> В то же время, распространяя производимые знания, журналистика реализует свои социальные функции и, прежде всего - функцию формирования массового сознания, влияя, прежде всего на важнейшую его составляющую того, - общественное мнение. <...> Пренебрежение этим фактором или незнание его возможностей является источником многих ошибок и просчетов современной журналистики. <...> Поэтому можно утверждать, что методология получения точного знания важна прежде всего для журналистов, чье творчество потенциально нацелено на достижение достоверного знания об актуальной действительности. <...> Однако в силу того, что данные авторы были первопроходцами и разрабатывали теоретические основы журналистики как особого социального феномена в целом, задача специального, углубленного рассмотрения методологии и методики социального познания в журналистике ими не ставилась, либо ставилась в рамках той парадигмы журналистики, которая была значимой <...>
Социальное_познание_в_журналистике_(методология,_методы,_методика)._Учебное_пособие.pdf
Тертычный Александр Алексеевич СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКЕ ( МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ, МЕТОДИКА) Москва - 2008 1
Стр.1
Рекомендована к печати Ученым советом факультета журналистики МГУ 2
Стр.2
Содержание Введение…………………………………….……………………….…...4 Гл. 1. Социальное познание в журналистике и его характер 1.1. Социальная практика и журналистика………………… …… …..…...6 1.2. Особенности социального познания в журналистике … …….. .. . ..7 Гл. 2. Методология социального познания в журналистике 2.1. Общие проблемы методологии журналистики...………...……… ….…13 2.2. Методология познания и функции журналистики………..… …. .... ..18 2.3.Методология познания и принципы журналистики …………………….19 2.4. Методология познания и предмет отображения в журналистике .……22 2.5. Методология познания и «когнитивная готовность» аудитории………32 2.6. Методология познания и социальная позиция журналиста …………...40 2.7. Методология познания и понятийный тезаурус журналиста…...……..43 2.8. Методология познания и жанровые формы журналистики…………… 51 2. 9. Соотношение методологии, методов и методики познания в журналистике.……………………………………………………….……..….58 Гл. 3. Методы и методика изучения предмета отображения в журналистике 3.1. Методы и методика сбора эмпирических данных в журналистике .64 3.1.1. Метод наблюдения ………………………………………………….……67 3.1.2. Методы интервью и беседы……………………………………………..70 3.1.3. Метод проработкии документов………………………………………...72 3.1.4. Методы опроса и анкетирования………………………………………...76 3.1.5. Метод эксперимента… …………………………………………………76 3
Стр.3
3.1.6. Криминолого - следственные методы…………………………………...80 3.2. Методы и методика теоретического осмысления предмета отображения.………………………….…………… ……………………..…... 80 3. 2.1. Индуктивные умозаключения ………….………………………….…..81 3.2.2. Дедуктивные умозаключения…..………………………………………...82 3.2.3. Традуктивные умозаключения…………..………………………….……82 3.2.4. Методы доказательства и опровержения.…………………………….…83 3.2.5. Анализ и синтез……………..………………………………………….….84 3.2.6.Исторический и логический методы……………….……………….…..…90 3.2.7. Аналогия, сравнение, ассоциация………………………………….…..…92 3.2.8. Метод моделирования……………………..……………………………… 97 3.2.9. Гипотетический метод…..………………….………………………… …...98 3.2.10. Системный метод………………………….………… ……………..….. 101 3.2.11. Метод психоанализа……………………….……………………………..102 3.3. Методы художественно – экспрессивного осмысления предмета отображения…………………………...……………………………....103 3.4. Методы познания и его этапы ………….………………………………..105 3.4.1. Методы познания и этап описания………………………………………105 3.4.2. Методы познания и этап объяснения…..………………………… …… .109 3.4.3. Методы познания и этап оценки………………………………………….111 3.4.4. Методы познания и этап прогнозирования……………………………...114 3.4.5..Методы познания и этап программирования……………………..…….115 Гл. 4. Методы и методика изложения материала (построения текста). 4.1. Метод «констатирующего» изложения материала………….…………....117 4.2. Метод «драматургического» изложения материала…………….……...…121 Заключение.…………………..……………………. .…………… …….....138 Литература………….………..…………………………………….………..140 4
Стр.4
Введение Вряд ли стоит доказывать, что познавательная деятельность журналиста выступает одним из важнейших направлений социального познания действительности, одним из источников оперативного знания о ней.1 Аксиоматичным стало утверждение о том, что нельзя создать общество, претендующее на статус действительно демократического, гражданского (на построение его в нашей стране и была нацелена «перестройка»), не разъясняя населению суть происходящего, не показывая ему взаимосвязи (прежде всего - существенные) различных явлений, не помогая, таким образом, постижению аудиторией реальной логики развития окружающей действительности, правильной ориентации в актуальной действительности и повышению социальной компетентности людей2. Опираясь на знание, продуцируемое журналистикой, аудитория получает потенциальную возможность своевременной реакции на актуальные ситуации, возникающие в обществе. В то же время, распространяя производимые знания, журналистика реализует свои социальные функции и, прежде всего - функцию формирования массового сознания, влияя, прежде всего на важнейшую его составляющую - общественное мнение. В зависимости от того, насколько объективными, полными, обоснованными будут эти знания, складывающееся на его основе общественное мнение будет либо адекватной, конструктивной реакцией на реальное положение дел в обществе, либо неадекватным, деструктивным «давлением» на практику. Именно поэтому методология социального познания в журналистике предстает одним из решающих факторов, предопределяющих возможность полноценной реализации журналистикой своих социальных функций. Пренебрежение этим фактором или незнание его возможностей является источником многих ошибок и просчетов современной журналистики. 1 Опрос, проведенный группой РОМИР показал, что россияне хотели бы получать от СМИ в первую очередь информацию о стране и мире (64%) и анализ событий, происходящих в них (41%). (Ильичев Г. Свободы слова стало больше // Известия . 22 сентября 2005 г.) 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.