Тертычный Александр Алексеевич
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
( МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ, МЕТОДИКА)
Москва - 2008
1
Рекомендована к печати Ученым советом факультета
журналистики МГУ
2
Содержание
Введение……………………………………. <...> Социальное познание в журналистике
и его
характер <...> Методология познания и предмет отображения в журналистике . <...> Методология познания и социальная позиция журналиста …………... <...> Соотношение методологии, методов и методики познания
в журналистике. <...> Методы
и
методика
изложения
материала
(построения текста). <...> ………..…………………………………….………..140
4
Введение
Вряд ли стоит доказывать, что познавательная
деятельность журналиста
выступает одним из важнейших направлений социального познания действительности,
1
одним из источников оперативного знания о ней. <...> В то же время, распространяя производимые знания,
журналистика реализует свои социальные
функции и, прежде всего
- функцию
формирования массового сознания, влияя, прежде всего на
важнейшую его
составляющую
того,
-
общественное
мнение. <...> Пренебрежение этим фактором или незнание его возможностей является источником
многих ошибок и просчетов современной журналистики. <...> Поэтому
можно
утверждать, что методология получения точного знания важна прежде всего для
журналистов, чье творчество потенциально нацелено на достижение
достоверного
знания об актуальной действительности. <...> Однако в силу того, что данные авторы были
первопроходцами и разрабатывали теоретические основы журналистики как особого
социального
феномена в целом, задача специального,
углубленного рассмотрения
методологии и методики социального познания в журналистике ими не ставилась, либо
ставилась в рамках той парадигмы журналистики, которая была значимой <...>
Социальное_познание_в_журналистике_(методология,_методы,_методика)._Учебное_пособие.pdf
Тертычный Александр Алексеевич
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
( МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ, МЕТОДИКА)
Москва - 2008
1
Стр.1
Рекомендована к печати Ученым советом факультета
журналистики МГУ
2
Стр.2
Содержание
Введение…………………………………….……………………….…...4
Гл. 1. Социальное познание в журналистике и его
характер
1.1. Социальная практика и журналистика………………… …… …..…...6
1.2. Особенности социального познания в журналистике
… …….. .. . ..7
Гл. 2. Методология социального познания в
журналистике
2.1. Общие проблемы методологии журналистики...………...……… ….…13
2.2. Методология познания и функции журналистики………..… …. .... ..18
2.3.Методология познания и принципы журналистики …………………….19
2.4. Методология познания и предмет отображения в журналистике .……22
2.5. Методология познания и «когнитивная готовность» аудитории………32
2.6. Методология познания и социальная позиция журналиста …………...40
2.7. Методология познания и понятийный тезаурус журналиста…...……..43
2.8. Методология познания и жанровые формы журналистики…………… 51
2. 9. Соотношение методологии, методов и методики познания
в журналистике.……………………………………………………….……..….58
Гл. 3. Методы и методика изучения предмета
отображения в журналистике
3.1. Методы и методика сбора эмпирических данных в журналистике .64
3.1.1. Метод наблюдения ………………………………………………….……67
3.1.2. Методы интервью и беседы……………………………………………..70
3.1.3. Метод проработкии документов………………………………………...72
3.1.4. Методы опроса и анкетирования………………………………………...76
3.1.5. Метод эксперимента… …………………………………………………76
3
Стр.3
3.1.6. Криминолого - следственные методы…………………………………...80
3.2. Методы и методика теоретического осмысления предмета
отображения.………………………….…………… ……………………..…... 80
3. 2.1. Индуктивные умозаключения ………….………………………….…..81
3.2.2. Дедуктивные умозаключения…..………………………………………...82
3.2.3. Традуктивные умозаключения…………..………………………….……82
3.2.4. Методы доказательства и опровержения.…………………………….…83
3.2.5. Анализ и синтез……………..………………………………………….….84
3.2.6.Исторический и логический методы……………….……………….…..…90
3.2.7. Аналогия, сравнение, ассоциация………………………………….…..…92
3.2.8. Метод моделирования……………………..……………………………… 97
3.2.9. Гипотетический метод…..………………….………………………… …...98
3.2.10. Системный метод………………………….………… ……………..….. 101
3.2.11. Метод психоанализа……………………….……………………………..102
3.3. Методы художественно – экспрессивного осмысления
предмета отображения…………………………...……………………………....103
3.4. Методы познания и его этапы ………….………………………………..105
3.4.1. Методы познания и этап описания………………………………………105
3.4.2. Методы познания и этап объяснения…..………………………… …… .109
3.4.3. Методы познания и этап оценки………………………………………….111
3.4.4. Методы познания и этап прогнозирования……………………………...114
3.4.5..Методы познания и этап программирования……………………..…….115
Гл. 4. Методы и методика изложения материала
(построения текста).
4.1. Метод «констатирующего» изложения материала………….…………....117
4.2. Метод «драматургического» изложения материала…………….……...…121
Заключение.…………………..……………………. .…………… …….....138
Литература………….………..…………………………………….………..140
4
Стр.4
Введение
Вряд ли стоит доказывать, что познавательная деятельность журналиста
выступает одним из важнейших направлений социального познания действительности,
одним из источников оперативного знания о ней.1 Аксиоматичным стало утверждение о
том, что нельзя создать общество, претендующее на статус
действительно
демократического, гражданского (на построение его в нашей стране и была нацелена
«перестройка»), не разъясняя населению суть происходящего, не показывая ему
взаимосвязи (прежде всего - существенные) различных явлений, не помогая, таким
образом, постижению аудиторией реальной логики развития окружающей
действительности, правильной ориентации в актуальной действительности и
повышению социальной компетентности людей2.
Опираясь на знание, продуцируемое журналистикой, аудитория получает
потенциальную возможность своевременной реакции на актуальные ситуации,
возникающие в обществе. В то же время, распространяя производимые знания,
журналистика реализует свои социальные функции и, прежде всего - функцию
формирования массового сознания, влияя, прежде всего на важнейшую его
составляющую - общественное мнение. В зависимости от того, насколько
объективными, полными, обоснованными будут эти знания, складывающееся на его
основе общественное мнение будет либо адекватной, конструктивной реакцией на
реальное положение дел в обществе, либо неадекватным, деструктивным «давлением»
на практику. Именно поэтому методология социального познания в журналистике
предстает одним из решающих факторов, предопределяющих возможность
полноценной реализации журналистикой своих социальных функций.
Пренебрежение этим фактором или незнание его возможностей является источником
многих ошибок и просчетов современной журналистики.
1 Опрос, проведенный группой РОМИР показал, что россияне хотели бы получать от СМИ в первую
очередь информацию о стране и мире (64%) и анализ событий, происходящих в них (41%). (Ильичев Г.
Свободы слова стало больше // Известия . 22 сентября 2005 г.)
5
Стр.5