Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

И.С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя (290,00 руб.)

0   0
Первый авторНедзвецкий Валентин Александрович
Издательство[Б.и.]
Страниц208
ID13085
АннотацияНастоящий лекционный курс создан на основе специального курса, в течение нескольких лет читаемого доктором филологических наук, заслуженным профессором, лауреатом Литературной премии им. И. А. Гончарова В. А. Недзвецким для студентов и стажеров-русистов филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Курс состоит из двух разделов: «Логика творчества» и «Менталитет героя». В первом раскрываются общелитературные и личные стимулы, предопределившие закономерное формирование Тургенева, поэта, драматурга, очеркиста и автора глубоко оригинальных повестей, в качестве одного из классиков русского и мирового романа. В разделе втором проделан обстоятельный анализ ментальных ценностей, отличающих центральных тургеневских героев и героинь и определивших как их своеобразие среди персонажей других русских писателей ХIХ века, так и глубокий драматизм их судеб.
Кому рекомендованоДля магистрантов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов, а также всех почитателей творчества И. С. Тургенева.
Недзвецкий, В.А. И.С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя / В.А. Недзвецкий .— : [Б.и.], 2009 .— 208 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13085 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И. С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя Курс лекций для магистрантов Москва 2009 <...> И. С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя Курс лекций для магистрантов <...> Курс лекций «И. С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя» Аннотация Настоящий лекционный курс создан на основе специального курса, в течение нескольких лет читаемого доктором филологических наук, заслуженным профессором, лауреатом Литературной премии им. <...> В первом раскрываются общелитературные и личные стимулы, предопределившие закономерное формирование Тургенева, поэта, драматурга, очеркиста и автора глубоко оригинальных повестей, в качестве одного из классиков русского и мирового романа. <...> В мире человечества и природы («Записки охотника») 59 Лекции пятая и шестая. <...> Тургеневская повесть 50-х годов 71 Лекции седьмая и восьмая. <...> Герой Тургенева и мироздание 197 5 Раздел I «Логика творчества». <...> Но не сами по себе, а тех непростых, нередко весьма драматичных отношениях с ними центральных тургеневских героев, которые в первую очередь характеризуют их менталитет (от лат. menta- 7 <...> Курс лекций «И. С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя» lis — умственный, духовный). <...> Иначе говоря, — свойственные им духовно-нравственные и эстетические приоритеты, отличающие, например, Алексея Петровича и Марью Александровну (повесть «Переписка»), Асю из одноименной новеллы или Федора Лаврецкого («Дворянское гнездо»), Евгения Базарова («Отцы и дети») от генетически или типологически близких им персонажей А. Пушкина <...> Дело в том, что вера Тургенева-художника и его героев в торжество любви (и даруемого ею счастья), добра, красоты, а также <...>
И.С._Тургенев_логика_творчества_и_менталитет_героя.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
И.С._Тургенев_логика_творчества_и_менталитет_героя.pdf
В. А. Недзвецкий И. С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя Курс лекций для магистрантов Москва 2009
Стр.1
Стр.2
В. А. Недзвецкий И. С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя Курс лекций для магистрантов
Стр.3
В. А. Недзвецкий. Курс лекций «И. С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя» Аннотация Настоящий лекционный курс создан на основе специального курса, в течение нескольких лет читаемого доктором филологических наук, заслуженным профессором, лауреатом Литературной премии им. И. А. Гончарова В. А. Недзвецким для студентов и стажероврусистов филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Курс состоит из двух разделов: «Логика творчества» и «Менталитет героя». В первом раскрываются общелитературные и личные стимулы, предопределившие закономерное формирование Тургенева, поэта, драматурга, очеркиста и автора глубоко оригинальных повестей, в качестве одного из классиков русского и мирового романа. В разделе втором проделан обстоятельный анализ ментальных ценностей, отличающих центральных тургеневских героев и героинь и определивших как их своеобразие среди персонажей других русских писателей ХIХ века, так и глубокий драматизм их судеб. Для магистрантов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов, а также всех почитателей творчества И. С. Тургенева. 4
Стр.4
Содержание Содержание От автора Раздел I. Логика творчества Лекция первая. В гуманитарном контексте эпохи Лекция вторая. Тургенев — поэт Лекция третья. Драматург 7 9 27 37 Лекция четвертая. В мире человечества и природы («Записки охотника») 59 Лекции пятая и шестая. Путь к роману. Тургеневская повесть 50-х годов 71 Лекции седьмая и восьмая. Романы И. С. Тургенева. Роман «Отцы и дети» 83 Лекция девятая. Стихотворения в прозе 115 Раздел II. Менталитет героя Лекция десятая. Человек и природа в творчестве Тургенева Лекция одиннадцатая. Любовь в жизни тургеневского героя Лекция двенадцатая. Женские характеры в творчестве Тургенева Лекция тринадцатая. Герой Тургенева и искусство Лекция четырнадцатая. Герой Тургенева и Россия Лекция пятнадцатая. Герой Тургенева и мироздание 127 141 155 165 181 197 5
Стр.5
Стр.6
Раздел I «Логика творчества». Лекция первая. От автора Настоящий курс создан на основе лекций, в течение нескольких лет читаемых нами для студентов-русистов, а также российских и иностранных стажеров филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Курс состоит их двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга частей. Прежде всего в нем прослеживается творческая логика И. С. Тургенева. Почему, вступив на поприще российского писателя как поэт, Тургенев не остался им, подобно А. А. Фету, А. Н. Майкову, Я. П. Полонскому, до конца? Что определяло его переход от драматургии к очеркам, затем — повестям, наконец, романам и вновь к поэзии, но уже в оксюморонной форме «стихотворений в прозе»? Ведь каждый литературный род и жанр — это и особый угол зрения на человека и мир, следовательно, и их неповторимое художественное видение. Каковы же причины смены их у Тургенева, не только внешние, диктуемые потребностями русского литературного процесса 1840–1870-х годов, но и внутренние, обусловленные личностным своеобразием писателя? Нельзя забывать, что творчество каждого большого художника — это способ разрешения и его собственных духовно-нравственных исканий и противоречий, фазы и акты его человеческого самопостижения и самореализации. В шести лекциях раздела второго обстоятельно рассмотрены основополагающие бытийные начала, или «божества» (К. Бальмонт), художественного мира Тургенева. Но не сами по себе, а тех непростых, нередко весьма драматичных отношениях с ними центральных тургеневских героев, которые в первую очередь характеризуют их менталитет (от лат. menta7
Стр.7