Возможно, что и его сборник «Голос родины» (Париж, 1928), включающий в себя 18 рассказов,
был своеобразным парирующим ответом Анне Андреевне, поскольку вряд ли постоянно
различимый этим писателем в эмиграции «голос родины» мог звучать для него обнадеживающе
и утешающее (хотя, как мы знаем, Ахматова и имела в виду голос, звучащий «оттуда»…) <...> Б.А.Лазаревский, известный русский прозаик, родившийся в Полтаве в семье известного
украинского ученого А.М.Лазаревского, начал публиковаться еще в 1899 г. и до революции
успел выпустить семь томов собрания сочинений. <...> Кроме этого, им в России было опубликовано
еще девять книг рассказов. <...> Но, может быть, самое значительное, что осталось после него, – это, по различным
версиям, 60 тетрадей дневников, разбросанных в настоящее время по различным архивам (РГБ,
РНБ, РГАЛИ, ИРЛИ). <...> Отдельные выдержки из дневников были в свое время опубликованы:
«Записи о Чехове в дневниках Б.А.Лазаревского //Литературное наследство. <...> Лазаревский
вел записи всю жизнь, начиная с 1886 г. (почти все тетради, написанные до революции,
сохранились). <...> В них автор досконально и подробно отмечал события своей довольно
насыщенной жизни (он учился на юридических факультетах Новороссийского и Киевского
университетов, работал помощником машиниста депо Казатин Юго-Западной железной дороги,
служил в следственном отделе Севастопольского военно-полевого суда, в годы первой русской
революции был военным прокурором во Владивостоке), разговоры с писателями, артистами,
художниками. <...> В них много
записей не только авторских, но и встреченных Лазаревским в его странствиях людей (перед
2
тем как очутиться в Париже, он успел побывать и делопроизводителем управления,
занимавшегося ускоренной подготовкой офицеров флота в условиях военного времени, затем
оказался в 1918 в Киеве, позже – в Ростове-на-Дону, где стоял близко к Освагу, потом в
Тифлисе и, наконец, будучи контролером <...>
«Мне_голос_был…»_(о_творчестве_Б.Лазаревского)._Статья.pdf
М.В. Михайлова
«Мне голос был. Он звал…»
(О творчестве Б.А. Лазаревского)
Окончание процитированной строки знаменитого стихотворения Анны Ахматовой
скорее всего не произносилось писателем Борисом Александровичем Лазаревским (1871-1936).
Возможно, что и его сборник «Голос родины» (Париж, 1928), включающий в себя 18 рассказов,
был своеобразным парирующим ответом Анне Андреевне, поскольку вряд ли постоянно
различимый этим писателем в эмиграции «голос родины» мог звучать для него обнадеживающе
и утешающее (хотя, как мы знаем, Ахматова и имела в виду голос, звучащий «оттуда»…). А
надежды Лазаревского на возвращение таяли с каждым годом, по мере того как метался он,
начиная с 1920 года, между Константинополем, Берлином, Парижем, Прагой, вновь Парижем.
Б.А.Лазаревский, известный русский прозаик, родившийся в Полтаве в семье известного
украинского ученого А.М.Лазаревского, начал публиковаться еще в 1899 г. и до революции
успел выпустить семь томов собрания сочинений. Кроме этого, им в России было опубликовано
еще девять книг рассказов. Ему удавалось печататься и за рубежом: несколько томов
художественных произведений были изданы им в Париже, Берлине, Праге.
Но, может быть, самое значительное, что осталось после него, – это, по различным
версиям, 60 тетрадей дневников, разбросанных в настоящее время по различным архивам (РГБ,
РНБ, РГАЛИ, ИРЛИ). Отдельные выдержки из дневников были в свое время опубликованы:
«Записи о Чехове в дневниках Б.А.Лазаревского //Литературное наследство. Т.85. С.319-356;
«Из дневника Бориса Лазаревского» // Диаспора. Париж-СПб., 2001. С. 345-714. Лазаревский
вел записи всю жизнь, начиная с 1886 г. (почти все тетради, написанные до революции,
сохранились). В них автор досконально и подробно отмечал события своей довольно
насыщенной жизни (он учился на юридических факультетах Новороссийского и Киевского
университетов, работал помощником машиниста депо Казатин Юго-Западной железной дороги,
служил в следственном отделе Севастопольского военно-полевого суда, в годы первой русской
революции был военным прокурором во Владивостоке), разговоры с писателями, артистами,
художниками. Кроме того он имел обыкновение вклеивать в дневники полученные письма,
пригласительные билеты, подаренные фотографии, набрасывать шаржи, зарисовывать
увиденное (он довольно хорошо рисовал). Особенно этим богаты его дневники эмигрантского
периода, из которых, по-видимому, сохранилась только незначительная часть. В них много
записей не только авторских, но и встреченных Лазаревским в его странствиях людей (перед
Стр.1