М.В. Михайлова
Проблема «интеллигенция – народ – революция»
в творческом сознании И.А.Новикова <...> И.А.Новиков – писатель, чье обширное творческое наследие – а туда входят
и пьесы, и романы, и стихотворения для детей и взрослых - практически не
известно современному читателю. <...> Новиков встретил
2
восторженно
Февральскую
революцию. <...> Новиков подмечает проявления
«вольности» в самых неожиданных предметах и явлениях: вот знамя, пока еще
болтающееся «тряпочкой», «простецкое, без надписей и оттого особенно
вольное» (№. <...> Как мы видим, мысли Новикова в это
время удивительным образом совпадают с размышлениями Блока (хотя и не
достигают блоковской безжалостной масштабности), бросается в глаза даже
образная и стилистическая общность аналогий и сопоставлений. <...> Она свершается в первую очередь внутри человека, после чего он
обретает внутреннее зрение, позволяющее ему видеть истинную сущность вещей. <...> Каждый ваш возглас, движение ног
вместе с толпой, в живой, единой реке; каждый ваш жест, гармонически слитый с
жестом других, это и есть – единственно нужное и неизбежное, захватывающее от
радостного вдохновения дыхание /… <...> Он пишет свою «Повесть временных лет» - «Тришечкин и Пудов», вещь, к
счастью, абсолютно незамеченную критикой, иначе бы те гневные слова, которые
критики в эти годы не жалели на него, с еще большей бы силой обрушились на
автора. <...> А уловить негативную тенденцию и расценить ее появление как «выпад
замаскированного врага» не составило бы труда: буквально с первых строк был
5
обозначен «водораздел», обозначивший рубеж между временем до революции,
«плескавшимся» лениво и неспешно «как воды пруда в заброшенной заводи», и
временем «порогов», «грома водопадов», «бешенства волн»4, которым тоже
суждено было рано или поздно успокоиться. <...> Эти, как их именует Новиков, «люди без предрассудков», отчетливо усвоили <...>
Проблема_«интеллигенция-народ-революция»_в_творческом_сознании_И.А.Новикова._Статья.pdf
М.В. Михайлова
Проблема «интеллигенция – народ – революция»
в творческом сознании И.А.Новикова
И.А.Новиков – писатель, чье обширное творческое наследие – а туда входят
и пьесы, и романы, и стихотворения для детей и взрослых - практически не
известно современному читателю. Все затмила его дилогия «Пушкин в изгнании»,
издававшаяся несметное количество раз. Возможно, он и сам был этому рад, т.к.
отзывы критики советского времени не сулили ничего хорошего. Вот лишь
некоторые определения, которые сопровождали появление произведений
Новикова, посвященных современности: «последыш дворянской литературы»,
«следы идеалистического эпигонства»1. Практически все, созданное писателем в
послеоктябрьское десятилетие, принималось в штыки. Ему никак не удавалось
сделать шаг по направлению «к зарабатыванию звания революционного
художника»2, как того желали критики, и в конце концов он переключился на
историко-биографические изыскания в области пушкиноведения и исследования о
«Слове о полку Игореве». И здесь ему удалось сделать довольно много (перевод
«Слова», романы, сценарии, пьесы о Пушкине и т.д.). Но все же пик его
творческой активности пришелся на первые годы после Октября. За это время он
создал несколько десятков произведений самой разной жанровой природы, начал
активное сотрудничество в различных печатных органах, поступил на службу в
театральный отдел Наркомпроса, являлся штатным сотрудником ГАХНа,
возглавил Всероссийский Союз писателей. Одно перечисление его выступлений и
участий в различного рода мероприятиях заняло бы не одну страницу. Полное
впечатление об этой стороне его деятельности может дать двухтомник
«Литературная жизнь России 1920-х годов. События. Отзывы современников.
Библиография» (М., 2005).
И все же самыми показательными с точки зрения выяснения его
умонастроения являются художественные произведения. Новиков встретил
Стр.1