Ф. Ф. Зелинский: краткая справка
---------------------------------------------------------------------------Оригинал
находится здесь: Rulex.Ru
---------------------------------------------------------------------------М.
Ростовцев
о классическом мире. Родился в 1859 г. близ Киева. Образование закончил в
Русской филологической семинарии при
Зелинский Фаддей Францевич - один из самых видных представителей науки
Лейпцигском университете. Получив
здесь в 1880 г. степень доктора философии за диссертацию: "Die letzten
Jahre des zweiten punischen Krieges", Зелинский около двух лет работал в
Мюнхене, Вене, Италии и Греции. Получил степень магистра за диссертацию "О
синтагмах в древнегреческой комедии" (СПб., 1883), степень доктора - за
диссертацию "Gliederung der altattischen Komoedie" (Лейпциг, 1885). Состоит
профессором Санкт-Петербургского университета, Историко-филологического
института, Высших женских курсов и членом корреспондентом Императорской
Академии Наук.
Начиная с 1880 г., ежегодно появляются его работы,
захватывая все новые области. Свои свежие и глубоко интересные идеи
Зелинский излагает не только в общих и специальных журналах, но и в
публичных чтениях в Петербурге и
университета и т.
вне его, в аудиториях Народного
д. Основная цель Зелинского и в научной, и в
литературной, и в учительской деятельности - выяснить основные черты
духовного облика античности и связать их с культурой и психологией
современности, отметив и подчеркнув те моменты в современной культуре, в
которых наиболее рельефно сказывается ее зависимость от наследия
античности. В истории русской культуры Зелинский несомненно сыграл немалую
роль как возродитель интереса широких кругов общества к классической
древности и как талантливый защитник настоящего классического гуманитарного
образования. Велика его роль и в истории классической филологии и науки о
Древнем мире вообще. В области истории античной литературы ряд блестящих
ранних работ посвящен Зелинскому античной комедии; кроме указанных
диссертаций, выдаются еще "Die Marchen-Komoedie in Athen" (П., 1887).
Работы эти легли в основание современной разработки античной комедии,
главным образом, с точки зрения ее построения и формы. В области античной
трагедии его интересует не столько формальная ее сторона, сколько выяснение
мировых идей, лежащих в основе отдельных античных трагедий. Больше всего
работ посвятил Зелинский Софоклу. Превосходный стихотворный перевод всех
его драм, с обширными, глубоко содержательными введениями и с попыткой
реконструкции потерянных пьес выходит в Москве в издании Сабашниковых
("Софокл, драмы, т. I, перевод с введениями и вступительным очерком", М.,
1913). Интересные новые идеи лежат в основе нескольких работ Зелинского по
Гомеровскому вопросу: "Закон хронологической несовместимости и композиция
Илиады" (сборник "Xaristeria", СПб., 1897); "Die Behandlung gleichzeitiger
Ereignisse im antiken Epos" (Phil., Suppl., 1901); "Старые и новые пути в
Гомеровском вопросе" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", май,
1900). Ряд статей по истории греческой литературы, всегда важных и новых,
написан Зелинским для настоящего Словаря (ср. также Греческая литература).
Кроме Софокла, любимцами Зелинского в области античной литературы являются
Цицерон и Овидий. Классической работой, открывшей серию подобных же трудов
для других античных писателей, явилась книга Зелинского "Cicero im Wandel
der Jahrhunderte" (3-е изд., Лейпциг, 1912), где автор выясняет мировую
культурно-историческую роль одного из величайших людей Древнего мира. В
связи с глубоким изучением Цицерона с реальной и формальной точки зрения
стоят исследования Зелинского в области античной ритмики, главным образом,
латинской прозы: "Der Rhytmus der romischen Kunstprosa u. seine
psychologischen Grundlagen"
("Arch. f. ges. Phych.", VII); "Das
Clauselgesetz in Ciceros Reden. Grundzuge einer oratorischen Rhytmik"
(Лейпциг,
1904); "Der constructive Rhytmus in Ciceros Reden. Der
oratorischen Rhytmik zweiter Theil" (Лейпциг, 1913) и несколько статей и
рецензий. И здесь Зелинский положил основание целому ряду аналогичных работ
и создал новую область в разработке античной литературы. Часть речей
Стр.1