Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История местного самоуправления в России и проблемы самостоятельности органов власти на местах (66,00 руб.)

0   0
Первый авторКораблев
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц7
ID173169
АннотацияАвтор оценивает самостоятельность органов власти на местах, начиная с Киевско-Новгородского княжества до принятия Конституции РФ 1993 года, положившей начало перманентному реформированию местного самоуправления.
Кораблев, Д. История местного самоуправления в России и проблемы самостоятельности органов власти на местах : статья / Д. Кораблев .— Муниципальное право №14 .— : Институт муниципального управления, 2009 .— 7 с. — С.61-67 .— URL: https://rucont.ru/efd/173169 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кораблев* ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ Реформы местного управления до начала XIX века В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении её истории, как и вопрос о самостоятельности и самоорганизации органов власти на местах. <...> Было образовано КиевскоНовгородское княжество, населенное различными славянскими племенами. <...> Именно эти различного рода племена несли в себе основную угрозу только-только образованному на их территории государству. <...> * * Кораблев Денис Павлович, аспирант кафедры Конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета, е-mail: dionis84@mail.ru. <...> Научный руководитель: Добрынин Николай Михайлович, заместитель губернатора ХМАО-Югры, руководитель представительства автономного округа-Югры в г. Тюмени, полномочный представитель ХМАО-Югры в Тюменской областной Думе, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета. молодое и неокрепшее государство окончательно не установило свои порядки на новых землях, жители, заселяющие их, могли легко поднять бунт и выразить в жесткой, а порой и жестокой, форме свои недовольства. <...> 1 Присоединение соседних славянских племен к КиевскоНовгородскому государству в перспективе несло в себе возможность конфликта между центральным властным аппаратом и местной знатью. <...> Центральная власть, пойдя на ограничение своих полномочий, потеряла ряд своих властных механизмов, но приобрела, одновременно с этим, целостность государства и, что немаловажно, общественную стабильность на местах. <...> Власть на местах в свою очередь, находясь под покровительством центральной власти, получала возможность не только самостоятельно и независимо решать свои насущные пробле- 1 Административно территориальное устройство <...>
История_местного_самоуправления_в_России_и_проблемы_самостоятельности_органов_власти_на_местах.pdf
ИЗ ИСТОРИИ РОССИИ Д. Кораблев* ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ Реформы местного управления до начала XIX века В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении её истории, как и вопрос о самостоятельности и самоорганизации органов власти на местах. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ. О возникновении русской го* сударственности как таковой, впервые можно говорить, пожалуй, начиная с 862 года, когда новгородский князь Олег завоевал Киев и освободил земли северян и радимичей от хазарской дани. Было образовано КиевскоНовгородское княжество, населенное различными славянскими племенами. Именно эти различного рода племена несли в себе основную угрозу только-только образованному на их территории государству. В условиях, когда * Кораблев Денис Павлович, аспирант кафедры Конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета, е-mail: dionis84@mail.ru. Научный руководитель: Добрынин Николай Михайлович, заместитель губернатора ХМАО-Югры, руководитель представительства автономного округа-Югры в г. Тюмени, полномочный представитель ХМАО-Югры в Тюменской областной Думе, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета. молодое и неокрепшее государство окончательно не установило свои порядки на новых землях, жители, заселяющие их, могли легко поднять бунт и выразить в жесткой, а порой и жестокой, форме свои недовольства. Именно по этой причине первоначально всю государственную власть осуществлял непосредственно князь и его дружина.1 Присоединение соседних славянских племен к КиевскоНовгородскому государству в перспективе несло в себе возможность конфликта между центральным властным аппаратом и местной знатью. Принятое княжеской властью решение этой проблемы знаменует собой первую попытку установить распределение власти между центральной и местной знатью с целью стабилизации отношений в новом государстве.2 Были установлены такие отношения между центром и регионами, которые устраивали обе заинтересованные стороны. Центральная власть, пойдя на ограничение своих полномочий, потеряла ряд своих властных механизмов, но приобрела, одновременно с этим, целостность государства и, что немаловажно, общественную стабильность на местах. Власть на местах в свою очередь, находясь под покровительством центральной власти, получала возможность не только самостоятельно и независимо решать свои насущные пробле1 Административно территориальное устройство России: История и современность. М., 2003. С.7. 2 Добрынин Н.М. Российский федерализм: Становление, современное стояние и перспективы / Н.М. Добрынин. Новосибирск: Наука, 2005. С.40. мы, но и в какой-то степени сохранить свою первозданность. За оборону внешнюю и внутренний наряд князь получал с населения разные доходы. На первом месте надо поставить дань, которая собиралась мехами, медом и деньгами (кунами). Дань собиралась с дворохозяйства. Когда князь сам отправлялся собирать дань «в полюдье», то получал при этом от населения корм натурой или деньгами и дар. Князь приезжал не только собирать дань, но и чинить суд и управу.3 По нашему мнению, этот факт является не только показателем признания и данью уважения местных народностей к князю, но и пребывает подтверждением того, что уже в самом начале формирования Древнерусского государства происходит некое упорядочивание отношений между центральным аппаратом и отдельными местными образованиями. Известно, что на этапе складывания Древнерусской государственности фактически государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием, вечевым сходом – вече, выросшим из традиций племенных сходов.4 Появляются взаимные обязательства: князь и его дружина осуществляют контроль, целостность и защиту принадлежащих им земель, а племенные образования за это платят. Тем более о 3 Любавский М.К. Лекции по древней русской истории до конца XVI века / М.К. Любавский. СПб.: Лань, 2000. С.206. 4 Носова Н.П. Государственные институты России в IX–XX вв. (опыт истории государственного управления) / Н.П. Носова. Тюмень: изд. ТГУ, 2003. С.19. Д. Кораблев. История местного самоуправления в России … 61
Стр.1