ИЗ ИСТОРИИ РОССИИ
Д. Кораблев*
ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
И ПРОБЛЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
НА МЕСТАХ
Реформы местного
управления до начала
XIX века
В той или иной мере самоуправление
в России существовало
на всем протяжении её истории,
как и вопрос о самостоятельности
и самоорганизации
органов власти на местах. При
этом немаловажным обстоятельством
является то, что, как и в
настоящее время, государство
сознательно шло на возрождение
самоуправления в периоды кризиса
государственной власти,
принуждаемое неизбежной необходимостью
проведения реформ.
О возникновении русской го*
сударственности
как таковой,
впервые можно говорить, пожалуй,
начиная с 862 года, когда
новгородский князь Олег завоевал
Киев и освободил земли северян
и радимичей от хазарской
дани.
Было образовано КиевскоНовгородское
княжество, населенное
различными славянскими
племенами. Именно эти различного
рода племена несли в себе
основную угрозу только-только
образованному на их территории
государству. В условиях, когда
*
Кораблев Денис Павлович, аспирант
кафедры Конституционного и
муниципального права Института
государства и права Тюменского
государственного
университета,
е-mail: dionis84@mail.ru.
Научный руководитель: Добрынин
Николай Михайлович, заместитель
губернатора ХМАО-Югры, руководитель
представительства автономного
округа-Югры в г. Тюмени, полномочный
представитель ХМАО-Югры в
Тюменской областной Думе, доктор
юридических наук, профессор кафедры
конституционного и муниципального
права Института государства
и права Тюменского государственного
университета.
молодое и неокрепшее государство
окончательно не установило
свои порядки на новых землях,
жители, заселяющие их, могли
легко поднять бунт и выразить в
жесткой, а порой и жестокой,
форме
свои
недовольства.
Именно по этой причине первоначально
всю государственную
власть осуществлял непосредственно
князь и его дружина.1
Присоединение соседних славянских
племен к КиевскоНовгородскому
государству в
перспективе несло в себе возможность
конфликта между центральным
властным аппаратом и
местной знатью. Принятое княжеской
властью решение этой
проблемы знаменует собой первую
попытку установить распределение
власти между центральной
и местной знатью с целью
стабилизации отношений в новом
государстве.2
Были установлены такие отношения
между центром и регионами,
которые устраивали обе
заинтересованные стороны. Центральная
власть, пойдя на ограничение
своих полномочий, потеряла
ряд своих властных механизмов,
но приобрела, одновременно
с этим, целостность государства
и, что немаловажно, общественную
стабильность на
местах. Власть на местах в свою
очередь, находясь под покровительством
центральной власти,
получала возможность не только
самостоятельно и независимо
решать свои насущные пробле1
Административно территориальное
устройство России: История и
современность. М., 2003. С.7.
2
Добрынин Н.М. Российский федерализм:
Становление, современное
стояние и перспективы /
Н.М. Добрынин. Новосибирск: Наука,
2005. С.40.
мы, но и в какой-то степени сохранить
свою первозданность.
За оборону внешнюю и внутренний
наряд князь получал с
населения разные доходы. На
первом месте надо поставить
дань, которая собиралась мехами,
медом и деньгами (кунами).
Дань собиралась с дворохозяйства.
Когда князь сам отправлялся
собирать дань «в полюдье», то
получал при этом от населения
корм натурой или деньгами и
дар. Князь приезжал не только
собирать дань, но и чинить суд и
управу.3
По нашему мнению, этот факт
является не только показателем
признания и данью уважения местных
народностей к князю, но и
пребывает подтверждением того,
что уже в самом начале формирования
Древнерусского государства
происходит некое упорядочивание
отношений между
центральным аппаратом и отдельными
местными образованиями.
Известно,
что на этапе складывания
Древнерусской государственности
фактически государственное
устройство держалось
на договоре между князем и народным
собранием, вечевым
сходом – вече, выросшим из
традиций племенных сходов.4
Появляются взаимные обязательства:
князь и его дружина
осуществляют контроль, целостность
и защиту принадлежащих
им земель, а племенные образования
за это платят. Тем более о
3 Любавский М.К. Лекции по древней
русской истории до конца XVI
века / М.К. Любавский. СПб.: Лань,
2000. С.206.
4
Носова Н.П. Государственные
институты России в IX–XX вв. (опыт
истории государственного управления)
/ Н.П. Носова. Тюмень: изд. ТГУ,
2003. С.19.
Д. Кораблев. История местного самоуправления в России …
61
Стр.1