Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637035)
Контекстум
Электро-2024

Заметки о русской беллетристике

0   0
Первый авторКузмин Михаил Алексеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID7232
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Кузмин, М.А. Заметки о русской беллетристике : Статья / М.А. Кузмин .— : [Б.и.], 1909 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/7232 (дата обращения: 28.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

, весь театръ Блока, пьесы Зайцева и др. появились именно здѣсь. <...> , дѣлаетъ его пьесу фальшивой, претенціозной и крайне скучной. <...> Въ четырехъ актахъ разыгрывается довольно банальная любовная исторія между четырьмя персонажами, при чемъ герои декламируютъ въ высшей степени возвышенно, философично и мелодраматично, вродѣ: "Смѣются неподвижные камни, скаля свои вѣковыя расщелины на вашу чахоточную грудь. <...> Беззвучно заливается гдѣ-то здѣсь, гдѣ-то близко, гдѣ-то во всемъ скрытая истина надъ судорогами великаго разума вашихъ поколѣній и тысячелѣтій" (стр. <...> Пьеса очень кстати называется "Хохотъ", жалко, что не "гомерическій",-- настолько все это смѣхотворно. <...> Здѣсь, кромѣ д'Аннунціо, Пшебышевскаго и Андреева, вліяли еще Ибсенъ ("Сольнесъ') и А. <...> Недурно напомнить давно извѣстную истину, что только геніямъ дается право не всегда имѣть хорошій вкусъ. <...> Всѣ сюжеты изъ сѣренькой деревенской жизни, давно извѣстной намъ по произведеніямъ натуралистовъ, не совсѣмъ вѣрно называемыхъ "эпигонами Чехова", написаны не хорошо, не плохо,-- п_р_о_с_т_о н_и_к_а_к_ъ н_е н_а_п_и_с_а_н_ы. <...> Мы не знаемъ кто посовѣтовалъ писательницѣ не печататься въ журналѣ, а прямо выступить книжкою, но на этотъ разъ совѣтчикъ оказался плохимъ пророкомъ, такъ какъ, выступивъ даже за разъ двумя томами, г-жа Милицына не сдѣлала болѣе яркимъ своего облика, который оказался весьма сѣрымъ, почти "никакимъ". <...> Оттого ли, что, живя на Капри, онъ получалъ свѣдѣнія о современной русской деревнѣ изъ третьихъ рукъ, оттого ли, что, будучи челов <...>
Заметки_о_русской_беллетристике.pdf
ЗАМѢТКИ О РУССКОЙ БЕЛЛЕТРИСТИКѢ "Аполлонъ", No 4, 1909 OCR Бычков М. Н. А. Вознесенскій: Хохотъ, пьеса въ 4 д. (1910 "Шиповникъ"), ц. 75 к. Алекс. Струве: Надъ моремъ. Драма къ 4 д. (изд-о "Фрамъ"). Владимиръ Гординъ: Одинокіе люди (изданіе "Товарищество Художественной Печати". СПБ. 1910 г.), ц. 1 р. Е. Милицына: Разсказы (т. I и II) (изданіе т-во "Знаніе". СПБ. 1910 г.), по 1 р. Борисъ Журавлевъ: Хозяева (СПБ, 1910 г.), ц. 1 р. 60 к. XXVII Сборникъ "3нанія" (СПБ. 1910) по 1 р. XXVIII Сборникъ "3нанія" (СПБ. 1910) по 1 р. Вас. Немировичъ-Данченко: Ранніе огни (изд. Сытина. Москва. 1910), ц. 1 р. Альманахъ современныхъ писателей: "Звуки жизни" (СПБ., ц. 1 р. 25 к.). Библіотека Гонгъ (Кіевъ. Книгоизд-во "Гонгъ". 21 NoNo 10--20 к.). Книгоиздательство "Шиповникъ" даетъ широкій доступъ драматическимъ произведеніямъ какъ на страницы своихъ альманаховъ, такъ и въ отдѣльныя книги. Почти весь театръ Л. Андреева, весь театръ Блока, пьесы Зайцева и др. появились именно здѣсь. Что данное издательство интересуется вопросами драматическаго искусства видно уже изъ того, что оно же выпустило въ свѣтъ цѣлый сборникъ, посвященный театру. Тѣмъ страннѣе появленіе книги г-на Вознесенскаго, къ тому же отдѣльнымъ изданіемъ, а не въ альманахѣ, гдѣ оно прошло бы на буксирѣ популярныхъ "именъ". Можетъ быть, большое сходство съ Л. Андреевымъ привлекло "Шиповникъ"? Потому что, несомнѣнно, г. Вознесенскій живетъ въ одномъ домѣ съ Л. Андреевымъ; но если послѣдній занимаетъ бельэтажъ, то разбираемый авторъ не спускался еще ниже пятаго этажа. Смѣсь изъ дурно перевареннаго д'Аннунціо, Пшебышевскаго, Л. Андреева, дѣлаетъ его пьесу фальшивой, претенціозной и крайне скучной. Въ четырехъ актахъ разыгрывается довольно банальная любовная исторія между четырьмя персонажами, при чемъ герои декламируютъ въ высшей степени возвышенно, философично и мелодраматично, вродѣ: "Смѣются неподвижные камни, скаля свои вѣковыя расщелины на вашу чахоточную грудь. Въ неистовой улыбкѣ обнажились зубы мертвецовъ, управляющихъ вами изъ могилъ. Хохочетъ великое невѣдѣніе надъ вашимъ надменнымъ "я знаю". Беззвучно заливается гдѣ-то здѣсь, гдѣ-то близко, гдѣ-то во всемъ скрытая истина надъ судорогами великаго разума вашихъ поколѣній и тысячелѣтій" (стр. 72). Помилуй Богъ, какъ страшно! Мы беремъ наугадъ страницу. Герои все время говорятъ въ такомъ "высоко символическомъ", стилѣ, причемъ, будучи "русскими иностранцами" (Ренцъ, Ира Добичъ, Бразъ), мало заботятся о чистотѣ языка. Остатокъ поэтическаго пафоса, не умѣстившійся въ тирады дѣйствующихъ лицъ, авторъ использовалъ въ ремаркахъ, которыя сплошь -- перлы поэзіи и глубокомыслія. Напр.: "Но еще не успѣлъ дрогнуть звукъ на губахъ ея, какъ въ сознаніи вспыхнула всеосвѣтившая искра, и правда была уже вѣдома ей. Такъ дика и жестока была правда, что каждый лишь ея протекалъ, какъ долгій часъ, и въ ту минуту, когда баронъ обращается къ Ирѣ съ вопросомъ, взглядъ ея кажется уже спокойно прикованнымъ къ давнему, мучительно-привычному видѣнію, и чуждо, лишенныя ужаса, звучатъ чуть слышныя ея слова". Пьеса очень кстати называется "Хохотъ", жалко, что не "гомерическій",-- настолько все это смѣхотворно. Драма Алекс. Струве нѣсколько скромнѣе, но въ такомъ же родѣ, какъ и только что разобранная. Здѣсь, кромѣ д'Аннунціо, Пшебышевскаго и Андреева, вліяли еще Ибсенъ ("Сольнесъ') и А. Блокъ ("Король на площади"). Но у семи нянекъ дитя безъ глаза, и творчество г-на Струве отъ его пристрастія къ даннымъ писателямъ не много выиграло. Отсутствіе простоты, безсильная вычурность, внѣшнее, ничѣмъ не оправданное стремленіе къ символизаціи, неоригинальность и ненужность -- суть главные недостатки этихъ пьесъ. Всѣ эти недостатки особенно любовно выявлены Влад. Гординымъ. Тутъ все должно приводить читателя въ трепетныя настроенія то ужаса, то жалости, то поэзіи, то глубокомыслія, но достигается совершенно неожиданный результатъ. Можно навѣки возненавидѣть всяческія настроенія, любой импрессіонизмъ, прочитавъ этотъ рядъ разсказовъ, гдѣ захватанные сюжеты трактуются несноснѣйшей
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ