Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 474723)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Леонид Андреев и Феодор Сологуб

0   0
Первый авторВолошин Максимилиан Александрович
Страниц7
ID12523
Аннотация"Альманах ""Шиповника"", кн. III. ""Тьма"", рассказ Л. Андреева. ""Навьи чары"", роман Ф. Сологуба, часть I."
Кому рекомендованоКритика
Волошин, М.А. Леонид Андреев и Феодор Сологуб : Очерк / М.А. Волошин .— 1907 .— 7 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Леонид Андреев и Феодор Сологуб Альманах "Шиповника", кн. <...> Третий альманах "Шиповника" начинается повестью Леонида Андреева •и заканчивается романом Феодора Сологуба. <...> Та часть русской публики, которая любит в Леониде Андрееве его мучительные искания и ценит его как мыслителя по "Жизни Человека" я по "Елеазару", та публика не знает и не понимает ни горького сарказма, ни тонких намеков, ни сложной мифологии, ни классической простоты языка Сологуба. <...> Сологуб и Леонид Андреев нисколько не противоречат и не уничтожают друг друга, они не олицетворяют двух каких-либо полюсов в русской литературе, они никак друг другу не соответствуют, они иррациональны. <...> Быть может, даже если мы сможем отрешиться от всех форм и требований искусства, то мы найдем между ними некое отдаленное сходство, которое сведется к безвыходной муке земного воплощения и к тому осадку горечи и отчаяния, который неизбежно остается в душе, принявшей в себя обманное марево их произведений. <...> И в то же время сопоставление их на страницах альманаха "Шиповника" производит впечатление антитезы. <...> Это впечатление, в глубине неверное, возникает потому, что Леонид Андреев является как бы оригинальнейшим мастером в группе беллетристов, взошедших под знаком "Знания", [2] в то время как Сологуб остается совершеннейшим мастером прозы среди декадентов. <...> Но между группой "Знания" и декадентами тоже нет противоречия, а есть только та иррациональность, что вообще существует между реализмом и символизмом. <...> Леонид Андреев и Сологуб соединены в одной книге только нумерацией страниц: от 9 до 67 - Андреев, от 189 до 305 - Сологуб. <...> Искусство их так же несравнимо, как звук и свет, хотя рождено из того же потрясения человеческой души. <...> Художник познает законы жизни, т. е. гармонию ее, независимо от его личного приятия или неприятия мира. <...> У Сологуба, например, познание музыкальной гармонии мира доведено до высших ступеней, но мира он не принимает и жаждет сладкого небытия, мед <...>
Леонид_Андреев_и_Феодор_Сологуб.pdf
М. Волошин. Леонид Андреев и Феодор Сологуб Альманах "Шиповника", кн. III. "Тьма", рассказ Л. Андреева. "Навьи чары", роман Ф. Сологуба, часть I. ---------------------------------------------------------------Источник: М. Волошин. Лики творчества. Л.: Наука, 1988, с. 443-449. (Лит. памятники). Электронная версия: В. Есаулов, 17 сентября 2005 г. ---------------------------------------------------------------Еще несколько лет тому назад "альманахи" были убежищами для - "посвященных", отмеченных знаком "Скорпиона" или "Грифа". [1] На страницах их, как в катакомбах, встречались немногие верные, знавшие друг друга в лицо. Но времена изменились. Альманахи из катакомб превратились в салоны, в которых, не стесняя .друг друга, могут встречаться наиболее несовместимые, наиболее далекие друг другу современники. Встречи эти бывают невероятны, но это имеет свою прелесть. Третий альманах "Шиповника" начинается повестью Леонида Андреева •и заканчивается романом Феодора Сологуба. Кто дерзнул бы сопоставить, кто попытался бы провести сравнения между этими писателями, столь несхожими, если бы они не оказались связанными страницами одной книги? Та часть русской публики, которая любит в Леониде Андрееве его мучительные искания и ценит его как мыслителя по "Жизни Человека" я по "Елеазару", та публика не знает и не понимает ни горького сарказма, ни тонких намеков, ни сложной мифологии, ни классической простоты языка Сологуба. ----------Те же (пока еще немногие), кто любят в Сологубе то совершенство языка, которое ставит его прозу новою ступенью в истории русской речи, несравненное искусство построения и его точный прозрачный символизм, те не интересуются искренним, но неглубоким пессимизмом, сильным, но грубым пафосом Леонида Андреева. Сологуб и Леонид Андреев нисколько не противоречат и не уничтожают они не олицетворяют двух каких-либо полюсов в русской друг друга, литературе, они никак друг другу не соответствуют, они иррациональны. Быть может, даже если мы сможем отрешиться от всех форм и требований искусства, то мы найдем между ними сведется к безвыходной муке земного отчаяния, который неизбежно остается некое отдаленное сходство, которое воплощения и к тому осадку горечи и в душе, принявшей в себя обманное марево их произведений. И в то же время сопоставление их на страницах альманаха "Шиповника" производит впечатление антитезы. Это впечатление, в глубине неверное, возникает потому, что Леонид Андреев является как бы оригинальнейшим мастером в группе беллетристов, взошедших под знаком "Знания", [2] в то время как Сологуб остается совершеннейшим мастером прозы среди декадентов. Но между группой "Знания" и декадентами тоже нет противоречия, а есть только та иррациональность, что вообще существует между реализмом и символизмом. Леонид Андреев и Сологуб соединены в одной книге только нумерацией страниц: от 9 до 67 - Андреев, от 189 до 305 - Сологуб. Не похоже ли это на страницу учебника физики, где мы читаем, что вибрации от 32 до 32768 мы воспринимаем в качестве звука, и те же самые вибрации между 35 трильонами и двумя квадрильонами - в виде света? Я хочу сказать, что та безвыходность отчаяния, которая одинаково живет в обоих этих писателях, в Леониде Андрееве является нам в виде звука, т. е. крика во "Тьме", а в Сологубе в виде света, озаряющего целую систему темной вселенной. Искусство их так же несравнимо, как звук и свет, хотя рождено из того же потрясения человеческой души. Есть разница и в диапазоне этих художников.
Стр.1