http://hronos.km.ru/biograf/bio_we/veselovski_an.html
ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич (4.02.1838-10.10.1906), русский филолог, литературовед,
родоначальник исторической поэтики. В своих исследованиях "В.А.Жуковский. Поэзия чувства и
"сердечного воображения" (1904), "Пушкин - национальный поэт" (1899), "Боккаччо, его среда и
сверстники" (1893 - 1894) устанавливал неразрывную связь писателей с жизнью современного им
общества. Большое место в своих исследованиях Веселовский отводил фольклору и славянским
литературам. В 1872 опубликовал докторскую диссертацию "Славянские сказания о Соломоне и
Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине". В "Опытах по истории развития христианской
легенды" (1877) и в "Разысканиях в области русских духовных стихов" (1892) прослеживает
исторические пути развития народной поэзии.
Русское небо
Веселовский, Александр Николаевич [4(16).II.1838, Москва, - 10(23).Х.1906, Петербург] - русский
филолог, историк литературы. Родился в семье генерала, военного педагога. Окончил Московский
университет (1858). В 1859-1869 годах многократно бывал в Западной Европе, занимался научными
исследованиями в Испании, Германии, Чехии, Италии. С 1872 года - профессор Петербургского
университета. Академик (с 1880). Руководил отделением русского языка и словесности Академии наук.
Научные познания В. были необычайно разносторонними. Он был знатоком русско-славянской,
византийской и западноевропейской литературы средневековья, древнего и нового фольклора разных
народов, литературы эпохи Возрождения, новой русской и западноевропейской литературы, этнографии.
Ему принадлежат ценные работы о происхождении искусства, по теории литературы. Первая работа
опубликована в 1959 году. Магистерская диссертация В. - "Вилла Альберти. Новые материалы для
характеристики литературного и общественного перелома в итальянской жизни XIV-XV столетия" (1870,
первоначально опубликована на итальянском языке, 1866-1868); докторская диссертация - "Из истории
литературного общения Востока и Запада. Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные
легенды о Морольфе и Мерлине" (1872). Ко времени вступления В. на научное поприще русское
академическое литературоведение перешло на новый путь научных исследований сравнительно с
предшествовавшей ему литературоведческой мифологической школой, главой которой был Ф.И.Буслаев.
Вслед за трудами А.Н.Пыпина, Т.Бенфея, подвергшими критике основные положения этой школы, В.
переходит на путь сравнительно-исторического изучения памятников литературы и фольклора, стремясь
установить общие закономерности историко-литературного процесса. В. становится самым выдающимся
представителем сравнительно-исторического метода в литературоведении. В 60-70-х годах он создает
теорию исторического мифотворчества ("Заметки и сомнения о сравнительном изучении средневекового
эпоса", 1868, "Сравнительная мифология и ее метод", 1873), существенно отличающуюся от теории
мифологической школы. В работе о Соломоне и Китоврасе, в "Опытах по истории развития
христианской легенды" (1875-1877) и др. В. исследовал роль демократических еретических движений и
апокрифов в истории средневековой народной поэзии. Он проявлял большой интерес к современному
фольклору, связанному с освободительным движением народов ("О народной политической поэзии в
Италии", 1866, и др.). В 70-80-х годах В. изучал отражение в фольклоре исторической действительности
("Сказки об Иване Грозном", 1876, "Южно-русские былины", 1881-1884, и др.). В 80-90-х годах В.
отрицательно оценил односторонность господствующих теорий буржуазной фольклористики ("Новые
книги по народной словесности", 1886 и др.). Он считал недопустимым сводить развитие фольклора
только к заимствованиям и создал свою синтетическую теорию "бытовых и психологических основ"
фольклора ("Поэтика сюжетов", 1897-1906, "Три главы из исторической поэтики", 1899, и др.). В ряде
работ В. объяснял искусство доклассового общества "общинно-родовыми отношениями", особенностями
быта и идеологии человека той эпохи, связывал некоторые элементы фольклора с трудовыми
процессами. В последний период своей деятельности В. окончательно сформулировал теорию
"исторических начал" эпоса ("Новые исследования о французском эпосе", 1885, курс лекций "История
эпоса", 1884-1886, опубл. 1885-1886, "Мелкие заметки к былинам",1885-1896, и др.). В "Разысканиях в
области русских духовных стихов" В. стремился установить древнейшие народные основы и ограничить
роль христианства в фольклоре ("Большой стих о Егории" и др.). Он показал независимое от
христианской религии прогрессивное развитие в фольклоре народного мировоззрения ("Судьба-доля в
народных представлениях славян" и др.). В. значительно расширил круг народов и культур,
находившихся во литературном взаимообщении; его внимание привлекало творчество рас и народов не
только культурно передовых, но и стоявших на ранних стадиях развития. В широко пользовался
типологическим сопоставлением сходных литературных явлений, наблюдаемых (порой с очень большим
хронологическим разрывом) у разных генетически не связанных между собой и стоящих на разных
Стр.1