Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Веселовский А. Н.: Биографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц9
ID12348
АннотацияОб авторе (Веселовский Александр Николаевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Веселовский А. Н.: Биографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 2000 .— 9 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/12348 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

http://hronos.km.ru/biograf/bio_we/veselovski_an.html ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич (4.02.1838-10.10.1906), русский филолог, литературовед, родоначальник исторической поэтики. <...> Поэзия чувства и "сердечного воображения" (1904), "Пушкин - национальный поэт" (1899), "Боккаччо, его среда и сверстники" (1893 - 1894) устанавливал неразрывную связь писателей с жизнью современного им общества. <...> Большое место в своих исследованиях Веселовский отводил фольклору и славянским литературам. <...> В 1872 опубликовал докторскую диссертацию "Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине". <...> В "Опытах по истории развития христианской легенды" (1877) и в "Разысканиях в области русских духовных стихов" (1892) прослеживает исторические пути развития народной поэзии. <...> Он был знатоком русско-славянской, византийской и западноевропейской литературы средневековья, древнего и нового фольклора разных народов, литературы эпохи Возрождения, новой русской и западноевропейской литературы, этнографии. <...> Новые материалы для характеристики литературного и общественного перелома в итальянской жизни XIV-XV столетия" (1870, первоначально опубликована на итальянском языке, 1866-1868); докторская диссертация - "Из истории литературного общения Востока и Запада. <...> Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине" (1872). <...> Ко времени вступления В. на научное поприще русское академическое литературоведение перешло на новый путь научных исследований сравнительно с предшествовавшей ему литературоведческой мифологической школой, главой которой был Ф.И.Буслаев. <...> Бенфея, подвергшими критике основные положения этой школы, В. переходит на путь сравнительно-исторического изучения памятников литературы и фольклора, стремясь установить общие закономерности историко-литературного процесса. <...> В. становится самым выдающимся представителем сравнительно-исторического метода в литературоведении <...>
Веселовский_А._Н._Биографическая_справка.pdf
http://hronos.km.ru/biograf/bio_we/veselovski_an.html ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич (4.02.1838-10.10.1906), русский филолог, литературовед, родоначальник исторической поэтики. В своих исследованиях "В.А.Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения" (1904), "Пушкин - национальный поэт" (1899), "Боккаччо, его среда и сверстники" (1893 - 1894) устанавливал неразрывную связь писателей с жизнью современного им общества. Большое место в своих исследованиях Веселовский отводил фольклору и славянским литературам. В 1872 опубликовал докторскую диссертацию "Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине". В "Опытах по истории развития христианской легенды" (1877) и в "Разысканиях в области русских духовных стихов" (1892) прослеживает исторические пути развития народной поэзии. Русское небо Веселовский, Александр Николаевич [4(16).II.1838, Москва, - 10(23).Х.1906, Петербург] - русский филолог, историк литературы. Родился в семье генерала, военного педагога. Окончил Московский университет (1858). В 1859-1869 годах многократно бывал в Западной Европе, занимался научными исследованиями в Испании, Германии, Чехии, Италии. С 1872 года - профессор Петербургского университета. Академик (с 1880). Руководил отделением русского языка и словесности Академии наук. Научные познания В. были необычайно разносторонними. Он был знатоком русско-славянской, византийской и западноевропейской литературы средневековья, древнего и нового фольклора разных народов, литературы эпохи Возрождения, новой русской и западноевропейской литературы, этнографии. Ему принадлежат ценные работы о происхождении искусства, по теории литературы. Первая работа опубликована в 1959 году. Магистерская диссертация В. - "Вилла Альберти. Новые материалы для характеристики литературного и общественного перелома в итальянской жизни XIV-XV столетия" (1870, первоначально опубликована на итальянском языке, 1866-1868); докторская диссертация - "Из истории литературного общения Востока и Запада. Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине" (1872). Ко времени вступления В. на научное поприще русское академическое литературоведение перешло на новый путь научных исследований сравнительно с предшествовавшей ему литературоведческой мифологической школой, главой которой был Ф.И.Буслаев. Вслед за трудами А.Н.Пыпина, Т.Бенфея, подвергшими критике основные положения этой школы, В. переходит на путь сравнительно-исторического изучения памятников литературы и фольклора, стремясь установить общие закономерности историко-литературного процесса. В. становится самым выдающимся представителем сравнительно-исторического метода в литературоведении. В 60-70-х годах он создает теорию исторического мифотворчества ("Заметки и сомнения о сравнительном изучении средневекового эпоса", 1868, "Сравнительная мифология и ее метод", 1873), существенно отличающуюся от теории мифологической школы. В работе о Соломоне и Китоврасе, в "Опытах по истории развития христианской легенды" (1875-1877) и др. В. исследовал роль демократических еретических движений и апокрифов в истории средневековой народной поэзии. Он проявлял большой интерес к современному фольклору, связанному с освободительным движением народов ("О народной политической поэзии в Италии", 1866, и др.). В 70-80-х годах В. изучал отражение в фольклоре исторической действительности ("Сказки об Иване Грозном", 1876, "Южно-русские былины", 1881-1884, и др.). В 80-90-х годах В. отрицательно оценил односторонность господствующих теорий буржуазной фольклористики ("Новые книги по народной словесности", 1886 и др.). Он считал недопустимым сводить развитие фольклора только к заимствованиям и создал свою синтетическую теорию "бытовых и психологических основ" фольклора ("Поэтика сюжетов", 1897-1906, "Три главы из исторической поэтики", 1899, и др.). В ряде работ В. объяснял искусство доклассового общества "общинно-родовыми отношениями", особенностями быта и идеологии человека той эпохи, связывал некоторые элементы фольклора с трудовыми процессами. В последний период своей деятельности В. окончательно сформулировал теорию "исторических начал" эпоса ("Новые исследования о французском эпосе", 1885, курс лекций "История эпоса", 1884-1886, опубл. 1885-1886, "Мелкие заметки к былинам",1885-1896, и др.). В "Разысканиях в области русских духовных стихов" В. стремился установить древнейшие народные основы и ограничить роль христианства в фольклоре ("Большой стих о Егории" и др.). Он показал независимое от христианской религии прогрессивное развитие в фольклоре народного мировоззрения ("Судьба-доля в народных представлениях славян" и др.). В. значительно расширил круг народов и культур, находившихся во литературном взаимообщении; его внимание привлекало творчество рас и народов не только культурно передовых, но и стоявших на ранних стадиях развития. В широко пользовался типологическим сопоставлением сходных литературных явлений, наблюдаемых (порой с очень большим хронологическим разрывом) у разных генетически не связанных между собой и стоящих на разных
Стр.1