Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Пушкин в жизни

0   0
Первый авторВересаев Викентий Викентьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц321
ID12301
Аннотация"Аннотация редакции: Работа В.Вересаева ""Пушкин в жизни"" открыла в свое время жанр хроники характеристик и мнений. В настоящее издание вошли те главы из книги ""Пушкин в жизни"", в которых отражается зрелый период жизни и творческого пути поэта. В разделе """
Кому рекомендованоБиографические хроники
Вересаев, В.В. Пушкин в жизни : Очерк / В.В. Вересаев .— : [Б.и.], 1927 .— 321 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/12301 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Викентий Викентьевич Вересаев ПУШКИН В ЖИЗНИ Систематический свод подлинных свидетельств современников Предисловие Дм. <...> САЙТАНОВА Художник Г. САУКОВ Текст печатается по изданию: Вересаев В. В. <...> Со времен первой книги о Пушкине, работы П. В. Анненкова, которая появилась в середине прошлого века и называлась "Материалы для биографии", пушкинской биографии, это фактически была вторая попытка найти какой-то особый способ для того, чтобы представить читателям личность великого поэта. <...> Зачем же нам новые труды о Пушкине, когда и старые составляют для большинства публики совершенную новость? <...> Давайте также вспомним, что Викен-тий Викентьевич Вересаев (1867 - 1945), известный писатель, был по профессии врачом и его как психолога специально интересовала проблема личности в разнообразии и единстве. <...> Однако подробности были распылены, разбросаны, забыты, затеряны, на глазах у тех же современников нередко гибли пушкинские реликвии, из жизни молча уходили люди, которые могли бы немало о Пушкине рассказать, сжигались письма, пропадали целые архивы. <...> Мы решимся высказать предположение, что друзья поэта, наиболее близкие к нему люди остались перед потомством в наибольшем долгу: они мало написали о Пушкине, именно из-за необычайной сложности, просто не-подъемности для них подобной задачи, хотя среди них были, как мы знаем, выдающиеся литераторы. <...> В "Русском архиве" работал Петр Иванович Бартенев (1829 - 1912), сделавший для создания Пушкинианы действительно необычайно много [Велика заслуга в собирании сведений о Пушкине и журнала "Русская старина", редактором которого был Михаил Иванович Семевский (1837 - 1892). <...> Вот почему Вяземский, как и все читатели английского поэта, жалел об утрате его записок. <...> ПУШКИН в жизни В Москве От переезда в Петербург до путешествия в Арзрум Путешествие в Арзрум Перед женитьбой Первые годы женатой жизни Поездка на Восток В придворном плену Анонимный <...>
Пушкин_в_жизни.pdf
Викентий Викентьевич Вересаев ПУШКИН В ЖИЗНИ Систематический свод подлинных свидетельств современников Предисловие Дм. УРНОВА и Вл. САЙТАНОВА Вступительные заметки к главам, дополнения и комментарии Вл. САЙТАНОВА Художник Г. САУКОВ Текст печатается по изданию: Вересаев В. В. Пушкин в жизни: В 2-х т. М.: Советский писатель, 1936. Т. 1, 2. Рецензенты: член-корреспондент АН СССР В. Р. ЩЕРБИНА, ст. научные сотрудники Государственного музея А. С. Пушкина Н. М. ВОЛОВЕЦ и С. Т. ОВЧИННИКОВА (c) Подготовка текста, предисловие, издательства "Московский рабочий", 1984 г. Монтаж мнений эпоха Эта книга была открытием. Вышедшая впервые в середине 20-х годов нашего века вересаевская хроника наряду с положительными отзывами вызвала всесторонний критический обстрел, однако новизна и значение книги подтверждались даже оппонентами В. В. Вересаева. В конце 20-х годов вышла книга "Молодой Толстой", такая же, в сущности, книга-хроника, составленная из характеристик и автохарактеристик великого писателя, монтаж мнений, "голос эпохи о Толстом" [Молодой Толстой в записях современников / Сост. А. Островский; Ред. и вступ. ст. Б. М. Эйхенбаума. Л.: Изд-во писателей, 1929, с. 5.]. Жанр, найденный В. В. Вересаевым, утвердился. Со времен первой книги о Пушкине, работы П. В. Анненкова, которая появилась в середине прошлого века и называлась "Материалы для биографии", пушкинской биографии, это фактически была вторая попытка найти какой-то особый способ для того, чтобы представить читателям личность великого поэта. Имелись замечательные критические статьи и отдельные добротные очерки, разбросанные по журналам кропотливые изыскания и ряд крупных монографий, и все же не было книги, такой вот книги, которую, говоря словами самого поэта, "открыл и зачитался" - познакомился с Пушкиным. Когда ближе к концу века материалы Анненкова вышли вторым изданием, на них откликнулся рецензией Ф. Достоевский, и он выразил по поводу этого фундаментального труда чувство двойственное - восторг и сожаление, даже досаду. Досадовал Достоевский на то, что второе издание мало чем отличается от первого, что двадцать лет с момента первого издания прошли для автора как бы чредою незаметной (в смысле учета новых фактов и новых точек зрения). В то же время, отдавая должное этой выдающейся книге, Достоевский сожалел об относительном безразличии к ней, в чем видел проявление упадка интереса к Пушкину. "Зачем же нам новые труды о Пушкине, когда и старые составляют для большинства публики совершенную новость?" [Достоевский Ф. "Светило истинное"... /Публ. Н. Бельчикова. - Лит. газ., 1971, 27 янв., с. 6.] - так с горькой иронией вопрошал Достоевский. Необходимо учесть, что тогда для большинства публики прежде всего сам Пушкин был малодоступен. Судить об этом мы можем, в частности, по переписке А. Чехова: знакомые из Москвы, знакомые из Таганрога - все просят у него помощи: предприимчивый петербургский издатель А. С. Суворин, у которого Чехов часто печатался, стал выпускать в 80-х годах действительно дешевое собрание пушкинских сочинений, и чеховская среда как бы встрепенулась, все они - служащие, учителя, врачи, торговцы средней руки, - кто был среди них книгочеем, потянулись к этим сереньким томикам. А ведь как бывало в свое время, лет на тридцать - пятьдесят раньше - мы тоже можем узнать по письмам и мемуарам: приходили люди той же среды, скажем, в известную лавку петербургского книготорговца Смирдина, смотрели книги Пушкина и уходили - дорого! Но секрет заключался не, только в цене, но и в удобстве, комментарии, оформление
Стр.1