Вербицкая Анастасия Алексеевна (урожд. Зяблова) - писательница. Родилась в 1861 г. в
дворянской семье. Окончила курс в Елизаветинском институте в Москве, затем училась в Московской
консерватории и готовилась в оперные певицы; преподает пение в Московских институтах и женских
гимназиях. Писать начала в 1883 г. в "Рус. Курьере", где одно время вела политический отдел. В 1887 г.
была помещена в "Русской Мысли" ее большая повесть "Разлад". Позднее она помещала свои романы,
повести и рассказы в "Русском Богатстве", "Жизни", "Начале", "Мире Божием", "Рус. Вед.", "Сев.
Курьере", "Живописном Обозрении", "Образовании" и др. Отдельно вышли "Сны жизни" (сборник
рассказов, 3 изд., 1899-1902), "Освободилась" (М., 1902), "Преступление Марьи Ивановны" (М., 1902,
сборник рассказов), "Первые ласточки" (М., 1900; переделка "Разлада", 2 изд.,М., 1902), "Вавочка" (2
изд., 1900-1902), "История одной жизни" (М., 1903), "Счастье" (М., 1905, сборник рассказов),
"Мотыльки" (М., 1905, сборник рассказов). Без успеха были поставлены пьесы В.: "Миражи" и
"Семейство Волгиных" (также "Бесправные"). Другие драматические произведения ее: "Дети
века" ("Эфемериды"), "Бесплодные жертвы", "Рассвет". По прямому заявлению своему в автобиографии
("Сборник на помощь учащимся женщинам",М., 1901), В. - писательница "идейная". Она ревностная
феминистка по преимуществу, страстно отстаивающая общественную самостоятельность женщины и ее
право располагать своим сердцем. Вместе с тем, она предъявляет женщинам самое ригористическое
требование никогда не зависеть от мужчины и жить исключительно своим трудом. С чувством
благоговения В. говорит о Михайловском,Шелгунове, Глебе Успенском. Почти единственный мотив
семейного разлада, составляющего основную тему творчества В. - несходство в понимании
общественных задач: женщины В. всегда остаются верными светлым идеалам шестидесятых и
семидесятых годов, мужчины же поддаются духу времени и стремятся к низменному буржуазному
благополучию. Вся эта "идейность", однако, в значительной степени внешняя; если отбросить те пышные
фразы, которые героини В. говорят, и обратиться к тому, что они чувствуют, то в основе получается
женщина доброго старого времени, когда вся женская жизнь сосредоточивалась на вопросе о любви.
Героини В. чувствуют себя совершенно сраженными, как только сознают, что состарились, и их
физическая привлекательность исчезла. Крайне вредит художественному значению произведений В.
однообразие центрального образа, который с небольшими вариациями проходит чрез все, что она писала:
обаятельной, необыкновенно умной, необыкновенно образованной, неумолимо честной и стойкой
прогрессистки, пред красотой и нравственной силой которой все падают ниц. Исключение составляет
роман "Вавочка", едва ли не чрезмерно-реальная картина жизни московских "полудев" из богатых
купеческих кружков и вообще той "новой" молодежи 80-х гг., которая выросла в гнилой атмосфере
тогдашней реакции и единственным лозунгом жизни признала наслаждение. Краски в "Вавочке" крайне
сгущены, но в общем картина этой малозатронутой нашею беллетристикою среды интересна и
характерна.
С. Венгеров.
Стр.1