ВЕНЕВИТИНОВ, Дмитрий Владимирович [14(26).IX.1805, Москва -- 15(27).III.1827, Петербург;
похоронен в Москве] -- поэт, переводчик, критик. Вырос в родовитой, культурной и обеспеченной
дворянской семье. Получил превосходное домашнее образование (серьезно занимался изучением
древних и новых европейских языков, живописью, музыкой). В 1822--1824 гг.-- вольнослушатель
Московского университета. Увлечение философией, историей и теорией словесности сочеталось у В. с
живым интересом к математике, естественным наукам. Необходимость универсального, целостного
знания становится одной из основ его философско-поэтического миросозерцания. После сдачи экзаменов
за курс университета поступает на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, однако
главным своим занятием считает литературное творчество.
В. вошел в литературу в начале 20 гг., в пору утверждения и громких побед русского романтизма,
и сразу же стал активным участником романтического движения. С его именем прежде всего связано
возникновение нового, философского течения внутри русского романтизма, сыгравшего особенно
важную роль после разгрома восстания декабристов, но сформировавшегося за несколько лет до их
выступления. Был в числе организаторов и вдохновителей московского "Общества любомудрия" (куда
входили также С. П. Шевырев, А. С. Хомяков, В. Ф. Одоевский, братья И. В. и П. В. Киреевские и др.),
ставившего своей целью совместное изучение современной идеалистической философии и
романтической эстетики -- трудов Канта, Фихте, Шеллинга, братьев Шлегелей... В декабре 1825 г.
общество было формально распушено, но кружок любомудров в течение ряда лет фактически продолжал
свое существование.
В критических статьях, философских опытах, заметках, письмах В. развивает, свои воззрения на
человека и мир, на сущность искусства и назначение художника. Сложившиеся под непосредственным
воздействием немецкой философии и эстетики, под влиянием Гете, в котором поэт видел своего
"наставника", они были в то же время во многом оригинальны, отвечали запросам и потребностям
русского общества -- необходимости найти в последекабристскую пору новые жизненные ориентиры,
сформировать новые убеждения.
Главный пункт его эстетический теории -- требование отчетливой позиции, осознанной
программы, выработка целостного систематического мировоззрения. Высшей целью человека и
человечества В.-- вслед за Шеллингом -- считает самопознание, а в каждом истинном художнике видит
мыслителя, философа: "Чувство только порождает мысль, которая развивается в борьбе, и тогда уже,
снова обратившись в чувство, является в произведении" (Стихотворения. Проза.-- С. 131). Самопознание
для него -- путь к гармонии мира и личности, ибо в душе человека отражается все сущее. Но путь этот
труден: он лежит через преодоление противоречий бытия. Вот почему судьба художника прекрасна и
трагична в одно и то же время.
Во многом программный характер носит и художественное творчество В. В его стихотворениях
отчетливо формулируются установки так называемой "поэзии мысли". Именно поэтическая мысль,
энергичная и ясная, подчас обнаженная,-- одна из главных примет его лирики.
Центральная тема стихотворений В.-- судьба поэта. Им свойствен культ романтического поэтаизбранника,
высоко вознесенного над толпой, над прозой и пошлостью повседневного существования.
Между ним и обыденной житейской реальностью -- ничего общего: "Пусть вкруг него, в чаду утех, /
Бунтует ветреная младость,-- / Безумный крик, холодный смех / И необузданная радость: / Все чуждо,
дико для него, / На все безмолвно он взирает..." ("Поэт", 1826). Чуждый мирской суете, живущий в
царстве "священных, тихих снов", этот "сын богов, питомец муз и вдохновенья", всецело погружен в
свои грезы и раздумья, в постижение законов бытия, разгадывание тайн природы, которые открываются
далеко не всем. В них проникает "Лишь тот, кто с юношеских дней / Был пламенным жрецом искусства, /
Кто жизни не щадил для чувства, / Венец мученьями купил..." ("Поэт и друг", 1827). Однако
отрешенность от мира вовсе не означает, что лирика В. безоблачна и идиллична. И не только потому, что
поэт вынужден волей-неволей сталкиваться с житейской реальностью. Сама по себе жизнь поэта
представляет, по мысли В., определенный сюжет. Поэт-романтик, чья душа "осуждена к борению с
противоречиями мира" (Стихотворения. Проза.-- С. 125), неизбежно проходит путь, полный борьбы и
страданий: от младенческой наивности и невинности к постижению противоречий бытия и -- через их
преодоление -- к новой, высшей гармонии. Победа художника в этой борьбе отнюдь не безусловна,
поединок с миром может закончиться его поражением, гибелью. Но он в силах одержать победу -- это
главное! Отсюда -- напряженно-властный, уверенный и энергичный тон стихотворений В., столь резко
отличающий их от обычной "унылой" элегии той поры. Отсюда же -- его тяготение к трехчастному
построению стихотворений, соответствующему трем закономерным этапам жизни художника, структуре
философско-диалектической триады вообще.
Много сделавший для утверждения философской романтической лирики, В. не сумел все же
выработать новые жанровые формы и выразительные стилистические средства для создания вполне
Стр.1