Испанская литература
-- возникает, вместе с испанским языком (см.) в XII ст.; во времена римлян и вестготов в И.
писали по-латыни. Вся история И. литературы разделяется на четыре крупные периода: период
зарождения, когда высокодаровитые писатели пробуют свои силы на языке, еще не вполне
обработанном; период полного расцвета и блеска -- эпоха Сервантеса, Лопе де Вега, Кальдерона,
Аларкона; период упадка и подражания, длившийся почти полтора века, едва отмеченный несколькими
талантливыми сочинениями, и, наконец, начавшийся с XIX в. период возрождения, обещающий
обновление и вторичный расцвет И. литературы. Первый период длился с XII до конца XV в. В сев.-зап.
уголке Испании, там, где удержалось независимое испанское население, зародился и кастильский язык.
Трудно проследить первый лепет зарождающегося народного языка, постепенно сбрасывающего с себя
власть языка латинского. Долгое время он оставался только разговорным языком и не употреблялся ни в
литературе, ни в официальных документах, где царила латынь. Самое старинное произведение И.
литературы -- "Poema del Cid", в которой воспевается великий национальный герой Родриго Диас де
Бивар (ум. 1099 г.), известный в истории под арабским прозвищем Сида. Эта поэма неизвестного автора
относится, вероятно, ко времени не позже 1200 г. и не дошла до нас в целости. Общий характер "Поэмы о
Сиде", как и вообще всей старинной И. литературы -- возвышенность чувства, пламенный патриотизм,
набожность, тонкое развитие принципов рыцарской чести, преданности и верности королю. Язык поэмы
еще несколько груб, не отделан и не ровен, но вся она дышит простотой и героизмом, проникнута
народным духом и представляет собой живую картину рыцарских времен Испании. Источником ее
служили народные романсы -- древнейшая форма кастильской поэзии. Само название "романс"
доказывает древность их происхождения; это были первые попытки народного, или "романского", языка.
Первые образцы этой древнейшей формы И. поэзии теряются в дали веков. Они жили в устах народа,
постоянно изменяясь, и только в XVI в. были собраны в сборники ("Romanceros"). Старинные И.
романсы воспевают, главным образом, подвиги героев великой борьбы с маврами за независимость и
веру. Их совокупность представляет, по выражению Тикнора, настоящую И. эпопею, заключающую в
себе "историю, религию, поэзию -- словом, всю цивилизацию того времени". Ни один народ в
героическую эпоху своего развития не имел столь богатой сокровищницы разнообразных национальных
песен. По содержанию романсы делятся на исторические, рыцарские, любовные, сатирические и т. д.
Самый обширный и важный отдел романсов -- исторический; сюда относятся, напр., романсы,
повествующие о Бернардо дель Карпио, о семи инфантах Лары, а также романсы о Сиде, число которых
доходит до 200. Форма романсов самая простая: восьмисложный стих, иногда строфы в четыре строки,
называемые "rеdondillas". Чисто национальную особенность старинных романсов составляет "ассонанс" -
- род неполной рифмы, нечто среднее между нашими белыми и рифмованными стихами. Рядом с
героической, развилась в XIII в. религиозная и дидактическая поэзия. Первым представителем ее
является Гонзало де Берсео (см.), писавший между 1220-40 гг. Он называл свои поэмы "prosa decir,
dictatо", указывая этим, что их надо читать, а не петь (cantares). К XIII в. относятся и рыцарские поэмы
Хуана Лоренцо-Сегура "Poema de Alexandro Magno" и "Votos de P avon"; гораздо значительнее названных
поэм книга дон Хуана Мануэля "El Conde Lucano". Из хроник в прозе, писанных королями, вельможами
и выдающимися людьми эпохи, первая по времени и вместе с тем самая замечательная вышла из-под
пера короля-поэта Альфонса Мудрого (Љ 1284), основателя испанской историографии на национальном
языке; она озаглавлена "Cronica géneral т historia de España" и доведена до смерти отца Альфонса,
Фердинанда III (1252). Альфонс Мудрый был вместе с тем геометр, юрист, астроном и философ, а также
и автор стихотворений ("Cantigas" и "Tesoro"). Цикл испанских хроник, обнимающий собой 250 лет (от
Альфонса Мудрого до восшествия на престол Карла V), не имеет себе равного в других странах по
богатству и разнообразию литературных элементов. Хотя XIV в. и был временем всяких неурядиц и
междоусобных войн в Испании, он все же дал несколько выдающихся писателей-поэтов и прозаиков.
Самым оригинальным и значительным поэтом XIV в. был Хуан Руис, известный под прозвищем
пресвитера Гитского (Љ 1351). Его произведения, в которых преобладает сатирический дух, отличаются
живостью и простотой. Они имеют большое значение в истории И. литературы. Отметим также ок. 1350
г. поэзию с дидактическим направлением еврея раби Санто, который написал для короля дон Педро
Жестокого (царств. 1350-69) советы и правила жизни в стихах, озаглавленные "Proverbios morales", и
посвятил ему замечательную свою поэму "Danza general de la muerte". Последний памятник
старокастильской литературы этого периода -- поэма "Rimado de Palacio" дона Педро Лопес де Аяла,
канцлера Кастилии, поэта и известного летописца. Поэма написана в дидактическом тоне, через который
пробивается сатирическая струйка. Язык становится богаче, нежнее, гармоничнее; к первоначальным
redondillas присоединяются и другие размеры. Первая половина XV в., обнимающая царствование Хуана
II Кастильского (1407-54), характеризуется тем, что национальная литература начинает отчасти терять
Стр.1