Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 509875)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Логика и формы научного мышления (160,00 руб.)

0   0
Первый авторХодыкин
ИздательствоИздательство СГАУ
Страниц95
ID176477
АннотацияЛогика и формы научного мышления. Используемые программы: Adobe Acrobat. Труды сотрудников СГАУ (электрон. версия)
ISBN978-5-7883-0574-5
УДК510(075)
Ходыкин, В.В. Логика и формы научного мышления [Электронный ресурс] : [учеб. пособие] / В.В. Ходыкин .— Самара : Издательство СГАУ, 2008 .— 95 с. — ISBN 978-5-7883-0574-5 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/176477

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вести полемику, аргументированный спор, дискуссию, делать необходимые выводы из исходных мыслей невозможно без знания свойств форм мысли, их законов. <...> В пособии предлагается рассматривать известные логические формы и приемы в контекстах познавательных процедур, что позволяет воспринимать их именно как определенные формы и приемы познания и тем самым определить их научно-методологическое значение. <...> Логика – это, прежде всего, философская наука о структуре форм мысли, о простейших мыслительных методах, о законах связи форм мысли между собой, а также и об ошибках, возможных при нарушении этих законов. <...> Предмет логики – структура форм мысли и законы связи мыслей между собой. <...> В логическую теорию входит учение об особенностях, свойствах и структуре форм мысли, об элементарных методах мыслительной деятельности, об отношениях и законах связи мыслей между собой, о действиях с ними. <...> Рациональная, или логическая ступень отражения складывается из таких форм, как понятие, суждение, умозаключение, идея, принцип, закон, категория, проблема, вопрос, доказательство, опровержение, гипотеза, теория, основными свойствами которых являются опосредованность, отвлеченность, обобщенность, абстрактность, идеальность и прогностичность, так как рациональная форма отражения выступает опережающей формой отражения. <...> Между принципами, методами и приемами познания трудно провести абсолютные границы. <...> Каждая форма мысли имеет свое языковое выражение. <...> К основным символам, заменяющим главные понятия логики, понятие субъекта, или предмета мысли (логическое подлежащее) и предиката, т.е. признака предмета мысли, присущего или не присущего ему (логическое сказуемое), относятся S и P. <...> В логике субъект – это предмет мысли, то, на что направлено наше сознание, наше внимание, интеллект, разум, о чем ведется рассуждение, это логическое подлежащее суждения. <...> Собственно логическими законами, т.е. законами, открываемыми относительно форм <...>
Логика_и_формы_научного_мышления.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. Королева» В.В. Ходыкин ЛОГИКА И ФОРМЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия Самара Издательство СГАУ 2008
Стр.1
ББК Ю4я7 УДК 510 (075) Х 697 Рецензенты: д. ф. н., проф. В. Г. Л е в и н; д. ф. н., проф. Р. И. Т а л л е р Ходыкин В.В. Х 697 Логика и формы научного мышления: учеб. пособие / В.В. Ходыкин. - Самара: Издательство СГАУ, 2008. - 92 с. ISBN 978-5-7883-0574-5 Учебное пособие разработано в соответствии с новыми требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования – требованиями к обязательному минимуму содержания образовательной программы по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Предлагаемый материал излагается с учетом новейших достижений современной логики. Особый акцент делается на формировании общего представления о законах и формах научного мышления, демонстрации логического анализа в действии, в применении к содержательно интересным проблемам, встречающимся в повседневной практике. Учебное пособие рассчитано на студентов высших учебных заведений нефилософских специальностей и направлений как очной, так и заочной форм обучения, аспирантов и соискателей. Материал указаний также рекомендуется всем, интересующимся актуальными вопросами развития логики. ISBN 978-5-7883-0574-5 ББК Ю4я7 УДК 510 (075) © Самарский государственный аэрокосмический университет, 2008 2
Стр.2
Содержание Введение .................................................................................................................4 Тема 1. Предмет и значение логики……………………………………………...6 1.1. Предмет логики......................................................................................6 1.2. Логика и методология познания...........................................................7 1.3. Мышление и язык……….....................................................................10 Тема 2. Принципы, основные законы и элементарные методы мышления….12 2.1. Основные принципы и законы............................................................12 2.2. Простейшие методы мыслительной деятельности............................16 Тема 3. Понятие....................................................................................................19 3.1. Определение и структура понятия......................................................19 3.2. Виды Тема 4. понятий и отношения ния…………………………………………………28 4.1. чи………………………………….28 4.2. Определение, Явные Реальные его и ния……………………………………….30 4.3. и между понятиями..................................21 3.3. Операции с понятиями.........................................................................25 Искусство глубина неявные номинальные и определезадаопределеопределения……………...........................32 Тема 5. Суждение..................................................................................................34 5.1. Суждение как мысль............................................................................34 5.2. Простое категорическое суждение, его структура и виды................36 5.3. Модальные суждения...........................................................................39 5.4. Сложные ния...............................................................................39 Тема 6. ние........................................................................................42 6.1. Умозаключение как «новое» истинное суждеУмозаключесуждение…………………..42 6.2. Дедуктивные умозаключения……………………………..................43 6.3. Индуктивные умозаключения.............................................................46 6.4. Традуктивные умозаключения............................................................48 Тема 7. Формы и методы научного мышления..................................................50 7.1. Проблема (вопрос)...............................................................................50 7.2. за………………………………………………………………..52 3 Гипоте
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически