Противоречия и технологические проблемы перехода к деятельностным стандартам школьного образования ТЕОРИЯ ДЛЯ ПРАКТИКОВ А.М. <...> Потенциал аналитического подхода при проектировании занятий по иностранному языку в профессиональном образовании В.П. Щербинина. <...> Особенности женского воспитания в адыгской этнопедагогике ПРАКТИКА ДЛЯ ПРАКТИКОВ М.М. <...> Построение урока права с применением когнитивной образовательной технологии ИНТЕРАКТИВ А.Н. <...> Топонимика и архитектура Москвы в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» Л.А. Коренчук. <...> Цикл задач по английскому языку «История Америки. <...> Цикл экологических задач по предмету «Окружающий мир», 3 класс (УМК «Школа России», авт. <...> 2 18.09.2013 14:51:32 18.09.2013 14:51:32 ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ Поликультурное воспитание в многонациональном социуме Д.Н. Григорьев В науке при рассмотрении проблем воспитания в многонациональном социуме систематически используется понятие мультикультурного образования. <...> Так, в Международной энциклопедии по образованию (1994) поликультурное воспитание определено как усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного уважительного отношения к многообразию культур и их представителям. <...> Шин рассматривают поликультурное воспитание как стратегию, при которой культурное окружение учащихся рассматривается как среда, позитивная и существенная для школьного обучения. <...> Идеи поликультурализма легли в основу новой концепции поликультурного воспитания, предусматривающей создание национальной общности и воспитания в многонациональном социуме. <...> 5 18.09.2013 14:51:32 18.09.2013 14:51:32 Противоречия и технологические проблемы перехода к деятельностным стандартам школьного образования И.Е. Курчаткина тем более, грядущим когнитивным обществом. <...> 6 18.09.2013 14:51:32 18.09.2013 14:51:32 Противоречия и технологические проблемы перехода к деятельностным стандартам школьного образования <...>
Педагогические_технологии_№3_2013.pdf
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Про фес си о наль ный жур нал для тех но ло гов об ра зо ва ния: на уч ных ра бот ни ков, пре по да ва те лей и ас пи рантов
пе да го ги че с ких об ра зо ва тель ных уч реж де ний, си с те мы по вы ше ния ква ли фи ка ции, ме то ди с тов и специ
а ли с тов, а так же учи те лей, по вы ша ю щих свою ква ли фи ка цию
За ре ги с т ри ро ван Ми ни с тер ст вом Рос сий ской Фе де ра ции по де лам пе ча ти,
те ле ра ди о ве ща ния и средств мас со вых ком му ни ка ций. Сви де тель ство
о ре ги с т ра ции сред ст ва мас со вой ин фор ма ции ПИ № 7711412 от 17 де ка б ря 2001 г.
№3 2013
Редакционная коллегия:
М.Е. Бер шад ский, канд. пед. на ук;
Г.Г. Ле ви тас, док тор пед. на ук;
А.В. Ра фа е ва, канд. фи лол. на ук;
А.М. Куш нир, канд. пси хол. на ук;
Е.В. Шиш ма ко ва, канд. пед. на ук;
О.Н. Подколзина, канд. филол. наук
Главный редактор:
Вячеслав Гузеев, доктор пед. наук
РЕДАКЦИЯ:
Ответственный редактор:
Ольга Подколзина
Отв. секретарь:
Светлана Лячина
Зав. производством:
Любовь Кучмиёва
Дизайн: Ольга Денисова
Вёрстка: Галина Нефёдова
Корректор:
Татьяна Денисьева
Редакция: кафедра образовательной
технологии АПКиППРО
Учредитель и издатель:
НИИ школьных технологий
Издательская подготовка:
Издательский дом
«Народное образование»
© Кафедра образовательной
технологии АПКиППРО, 2013
© НИИ школьных технологий, 2013
ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
Д.Н. Григорьев. Поликультурное
воспитание в многонациональном социуме
И.Е. Курчаткина. Противоречия
и технологические проблемы перехода
к деятельностным стандартам школьного
образования
ТЕОРИЯ ДЛЯ ПРАКТИКОВ
А.М. Алексеева. Потенциал аналитического
подхода при проектировании занятий
по иностранному языку
в профессиональном образовании
В.П. Щербинина. Здоровьесберегающие
технологии при обучении детей
по системе В.Ф. Базарного
ПРАКТИКА ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
Л.Х. Урусова. Особенности женского
воспитания в адыгской этнопедагогике
ПРАКТИКА ДЛЯ ПРАКТИКОВ
М.М. Балта. Построение урока
права с применением когнитивной
образовательной технологии
ИНТЕРАКТИВ
А.Н. Дахин. Педагогика performance,
или Ещё одна культурная встреча США
и России
40
29
24
10
19
3
6
PT_3_13 indd
PT_3_13.indd.
1
18.09.2013 14:51:32
18.09.2013 14:51:32
Стр.1
Содержание
РЕСУРСЫ
Деятельностно-ценностные задачи
Н.В. Борзак. Материнский
инстинкт
О.В. Бухта. Задача про бабочек
Т.С. Данилко. «Следы»
итальянцев в Московском
Кремле
Е.Н. Демиденко. О педагогических
конфликтах
Е.В. Зеликсон. Задача
о морских звёздах и мидиях
В.А. Иващук. Топонимика
и архитектура Москвы
в рассказе И.А. Бунина
«Чистый понедельник»
Л.А. Коренчук. Значение
растений в жизни животных
В.Е. Кука. Из истории
символов и знаков
Т.А. Курдай. Задача о дружбе
Г.Г. Михайлова. Цикл задач
47
52
56
67
74
«Олимпийские игры»
И.В. Останина. Цикл задач
по английскому языку «История
Америки. Символы США»
Т.Ю. Селихова. Задачи
о будущем
И.В. Протопопенко. Задача
о проблемах вырубки лесов
Е.В. Тимофеева, Л.Н. Халиман.
Цикл экологических задач
по предмету «Окружающий мир»,
3 класс (УМК «Школа России»,
авт. А.А. Плешаков)
М.В. Фурсов. Задача
о гражданском обществе
в Швеции и России
76
82
85
89
М.Г. Черноперова. Задача
о болотах в тундре
Н.А. Шевченко. Задача
о стилях речи
Е.Г. Шерстнёва. Задача
о тауэрских воронах
92
95
107
109
111
125
131
134
138
С.А. Юркевич. Задача
о принципах космических полётов 141
Рукописи не ре цен зи ру ют ся и не воз вра ща ют ся.
Мне ние ре дак ции мо жет не сов па дать с мне ни ем ав то ров.
От вет ст вен ность за до сто вер ность ин фор ма ции в пуб ли ку е мых ма те ри а лах не сут ав то ры.
От вет ст вен ность за со дер жа ние рек лам ных ма те ри а лов не сёт рек ла мо да тель.
Все публикуемые материалы предварительно обсуждаются на семинаре «Научные вторники
кафедры образовательной технологии» АПКиППРО. Решение главного редактора является
окончательным.
Издательский дом «Народное образование»: 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Тел./факс: (495) 3455200, 3455900. Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org;
narob@yandex.ru
Продажа: ООО «НИИ школьных технологий». 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 3455200, 3455900. Электронная почта: market@narodnoe.org
Подписано в печать 18.09.13. Формат 70×90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Печ. л. 9,0. Усл.печ. л. 10,79. Тираж 500 экз. Заказ № 3925.
Отпечатано в типографии НИИ школьных технологий. 109341, г. Москва, ул. Люблинская,
д. 157, корп. 2. Тел./факс: (495) 3455200.
PT_3_13 indd
PT_3_13.indd.
2
18.09.2013 14:51:32
18.09.2013 14:51:32
Стр.2
ТЕОРИЯ ДЛЯ ТЕОРЕТИКОВ
Поликультурное воспитание
в многонациональном социуме
Д.Н. Григорьев
В науке при рассмотрении проблем воспитания в многонациональном
социуме систематически используется понятие мультикультурного
образования. В отечественной педагогике распространены
также понятия поликультурного воспитания (образования) и многокультурного
воспитания.
Начало оформления понятий поликультурного и полиэтнического
воспитания относится к середине 1970-х годов. Среди авторитетных
исследователей, которые систематически оперировали этими
понятиями, был американский учёный Дж. Бэнкс1
. Со второй половины
1970-х годов эти понятия включаются в мировые педагогические
словари и энциклопедии — в Международный словарь по образованию
(1977), Энциклопедию исследований в области образования
(1982), Международную энциклопедию образования (1985) и др.
Одно из первых нормативных определений понятия поликультурного
воспитания встречается в Международном словаре по образованию
(1977): «Воспитание, включающее организацию и содержание педагогического
процесса, в котором представлены две или более культуры,
отличные по языковому, этническому, национальному или расовому
признаку».
В мировой педагогике накоплен определённый фонд дефиниций
понятия поликультурного воспитания. Так, в Международной энциклопедии
по образованию (1994) поликультурное воспитание определено
как усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и
сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом
жизни, формирование позитивного уважительного отношения к
многообразию культур и их представителям.
1 Banks J. Multiethnic Education: Theory and Practice. Boston, 1981.
3
PT_3_13 indd
PT_3_13.indd.
3
18.09.2013 14:51:32
18.09.2013 14:51:32
Стр.3