Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 471169)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Н. В. Успенский: краткая справка

0   0
Страниц1
ID12061
АннотацияОб авторе (Успенский Николай Васильевич). Очерк П. Быкова из энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Кому рекомендованоОб авторе
Н. В. Успенский: краткая справка : Очерк .— 1903 .— 1 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Оригинал здесь: Русский биографический словарь. <...> Родился в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда, Тульской губернии, учился в тульской семинарии, медикохирургической академии и Петербургском университете, в котором курса не окончил; был учителем русского языка в уездных училищах чернском и болховском, оренбургской Неплюевской военной гимназии и 1 московской военной гимназии; в 1874 г. вышел в отставку. <...> С этого времени начинается для него жизнь бесприютного пролетария, связанная с известным русским пороком. <...> С великим трудом пристраивая свои произведения, в которых оставались лишь слабые призраки его былого таланта, он доходит до вопиющей нищеты, нередко кормится подаянием, скоморошничает, проводит время в ночлежных домах и, переодев дочь мальчиком, заставляет ее плясать, под гармонику, перед публикой. <...> Такой жизни он не вынес и кончил самоубийством, зарезавшись в одном из московских переулков, под забором (21 октября 1889 г.). <...> В литературе Успенский дебютировал рассказом "Старуха", помещенным в "Сыне Отечества" 1858 г., но обратил на себя внимание "Очерками народного быта" ("Поросенок", "Хорошее житье", "Сцены из сельского праздника", "Грушка", "Змей"), появившимися в "Современнике" 1858 г. В этих маленьких рассказах Успенский изображал народ без малейших прикрас, с полным реализмом, схватывая, однако, почти исключительно внешние черты народного быта. <...> Это были хорошие, отчетливые фотографии без всякой ретуши, выхваченные прямо из жизни, но случайно, на удачу, нимало не согретые чувством и не озаренные идеей. <...> Отличное знание быта, в совершенстве усвоенный язык народа, живость, верность изображения сразу подкупали читателя. <...> Имя Успенского в короткое время приобрело популярность; изданные Некрасовым две части его рассказов имели хороший успех, которому способствовала и статья Н.Г. Чернышевского: "Не начало ли перемены", отмечавшая новое <...>
Н._В._Успенский_краткая_справка.pdf
Оригинал здесь: Русский биографический словарь. Успенский (Николай Васильевич) - известный писатель. Родился в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда, Тульской губернии, учился в тульской семинарии, медикохирургической академии и Петербургском университете, в котором курса не окончил; был учителем русского языка в уездных училищах чернском и болховском, оренбургской Неплюевской военной гимназии и 1 московской военной гимназии; в 1874 г. вышел в отставку. С этого времени начинается для него жизнь бесприютного пролетария, связанная с известным русским пороком. С великим трудом пристраивая свои произведения, в которых оставались лишь слабые призраки его былого таланта, он доходит до вопиющей нищеты, нередко кормится подаянием, скоморошничает, проводит время в ночлежных домах и, переодев дочь мальчиком, заставляет ее плясать, под гармонику, перед публикой. Такой жизни он не вынес и кончил самоубийством, зарезавшись в одном из московских переулков, под забором (21 октября 1889 г.). В литературе Успенский дебютировал рассказом "Старуха", помещенным в "Сыне Отечества" 1858 г., но обратил на себя внимание "Очерками народного быта" ("Поросенок", "Хорошее житье", "Сцены из сельского праздника", "Грушка", "Змей"), появившимися в "Современнике" 1858 г. В этих маленьких рассказах Успенский изображал народ без малейших прикрас, с полным реализмом, схватывая, однако, почти исключительно внешние черты народного быта. Это были хорошие, отчетливые фотографии без всякой ретуши, выхваченные прямо из жизни, но случайно, на удачу, нимало не согретые чувством и не озаренные идеей. Отличное знание быта, в совершенстве усвоенный язык народа, живость, верность изображения сразу подкупали читателя. Имя Успенского в короткое время приобрело популярность; изданные Некрасовым две части его рассказов имели хороший успех, которому способствовала и статья Н.Г. Чернышевского: "Не начало ли перемены", отмечавшая новое направление беллетристики из народного быта - не подкрашенное воспроизведение народной жизни. Скоро, однако, слава Николая Успенского стала меркнуть. С появлением произведений Левитова , Глеба Успенского, Решетникова , публика, а тем более критика, стали охладевать к Успенскому, который изображал одни пошлые, отрицательные стороны народной жизни, скользя по ее поверхности и относясь к ней с немалым легкомыслием. С конца 1862 г. имя Успенского исчезает со страниц "Современника"; в следующем году появляется в этом журнале разбор нового издания произведений Успенского, написанный Аполлоном Головачевым и развенчивающий недавно популярного писателя. После этого Успенский стал печатать свои рассказы в "Отечественных Записках", "Искре", "Будильнике", часто подписываясь псевдонимами В. Печкин и Д. Петров. Позднее его сочинения стали появляться все реже и большей частью в незначительных изданиях. "Рассказы Николая Васильевича Успенского" вышли отдельно в 1861, 1863, 1864 гг., "Повести, рассказы и очерки", в 3 томах - в 1876 г., "Очерки народного быта" - в 1875 г. В 1883 г. в Москве напечатаны его "Сочинения, повести, рассказы и очерки" (4 тома). Был также целый ряд изданий мелких рассказов. Ср. некролог в "Историческом Вестнике", 1889, декабрь. П. Быков
Стр.1