Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 474723)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Е. Д. Мелешко. Христианская этика Л. Н. Толстого

1   0
Первый авторТолстой Лев Николаевич
Страниц154
ID11742
Кому рекомендованоФилософия
Толстой, Л.Н. Е. Д. Мелешко. Христианская этика Л. Н. Толстого : Монография / Л.Н. Толстой .— 2006 .— 154 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мелешко Елена Дмитриевна Христианская этика Л. Н. Толстого Date: 8 января 2008 Изд: Мелешко Е. Д. <...> Христианская этика Л. Н. Толстого", М., "Наука", 2006 OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.ru) ВВЕДЕНИЕ "То, что называется этикой -- нравственным учением, -- совершенно исчезло в нашем псевдохристианском обществе", -- с горечью констатировал Л. Н. Толстой в работе "В чем моя вера? <...> Религиозно-нравственное учение и образ жизни самого Толстого есть лучшее свидетельство того, что христианская этика все-таки возможна, даже если она находит свое выражение в мыслях и делах одного-единственного человека. <...> Если роман "Война и мир" уникален, то не менее уникально и этическое учение Толстого. <...> В связи с этим обзор литературы мы ограничим рассмотрением главных проблем, находившихся в центре внимания критиков и исследователей Толстого, к числу которых относятся: -- реконструкция религиозно-нравственного учения Толстого в целом (П. Е. Астафьев, В. Г. Щеглов, Д. Н. Цертелев, Н. Я. Грот, П. А. Сорокин и др.); -- эволюция религиозно-нравственных исканий Толстого (Д. С. Мережковский, Г. В. Флоровский, <...> Иванов, Андрей Белый, П. Б. Струве и др.); -- истоки и особенности религиозно-нравственного опыта Толстого, его мистических и аскетикоморалистических начал (Г. В. Флоровский, В. В. Зеньковский, Ф. А. Степун, И. А. Ильин и др.); -- идентификация религиозных взглядов и религиозно-нравственного учения Толстого от "подлинно христианского" учения до "языческого" и "теософского" (А. А. Козлов, Д. С. Мережковский, <...> . Однако, как это ни странно, при всем многообразии подходов и ракурсов рассмотрения религиозно-нравственной философии Толстого понимания и анализа его христианской этики как целостного учения до сих пор еще нет. <...> Предпринятый Толстым религиозно-философский синтез позволяет, на наш взгляд, открыть целостную духовную и жизненную основу философии, снять логическую <...>
Е._Д._Мелешко.__Христианская_этика_Л._Н._Толстого.pdf
Мелешко Елена Дмитриевна Христианская этика Л. Н. Толстого Date: 8 января 2008 Изд: Мелешко Е. Д. "Христианская этика Л. Н. Толстого",М., "Наука", 2006 OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.ru) ВВЕДЕНИЕ "То, что называется этикой -- нравственным учением, -- совершенно исчезло в нашем псевдохристианском обществе", -- с горечью констатировал Л. Н. Толстой в работе "В чем моя вера?" (1883)1. Эти слова можно с полным основанием отнести и к нашему времени. Спустя 120 лет мы вновь живем в псевдо-христианском обществе, в котором так и не нашлось места этике. Правда, в отличие от эпохи Толстого, речь уже идет не о жизни в соответствии с нормами христианской этики, но хотя бы только о знании, что такая этика существует или может существовать в принципе. Религиозно-нравственное учение и образ жизни самого Толстого есть лучшее свидетельство того, что христианская этика все-таки возможна, даже если она находит свое выражение в мыслях и делах одного-единственного человека. Если роман "Война и мир" уникален, то не менее уникально и этическое учение Толстого. Поэтому задача состоит не в том, чтобы следовать ему или копировать его (как бессмысленно копировать "Войну и мир"), но в том, чтобы знать о нем и понимать его как истинное произведение искусства -- искусства жизни. В предлагаемой монографии мы и ставим задачу исследовать этику Толстого как искусство жизни в соответствии с принципами христианского вероучения: любви, непротивления и неделания. Исследование христианской этики Толстого предполагает предварительную оценку различных точек зрения на характер его религиозно-нравственной философии. Число работ, посвященных религиозно-нравственной стороне его творчества, огромно2. Однако наиболее весомый вклад в изучение этого вопроса внесла русская философская мысль конца XIX -- первой четверти XX в. Объем философской литературы о Толстом таков, что мог бы перерасти в самостоятельное исследование под названием: "Л.Н. Толстой в русской религиозно-этической критике". В связи с этим обзор литературы мы ограничим рассмотрением главных проблем, находившихся в центре внимания критиков и исследователей Толстого, к числу которых относятся: -- реконструкция религиозно-нравственного учения Толстого в целом (П. Е. Астафьев, В. Г. Щеглов, Д. Н. Цертелев, Н. Я. Грот, П. А. Сорокин и др.); -- эволюция религиозно-нравственных исканий Толстого (Д. С. Мережковский, Г. В. Флоровский, С. И. Гессен, В. А. Маклаков, К. В. Мочульский, Иоанн (Шаховской)) и др.; -- соотношение философии и моральной проповеди в учении Толстого (Л. И. Шестов, С. Н. Булгаков, Вяч. Иванов, Андрей Белый, П. Б. Струве и др.); -- истоки и особенности религиозно-нравственного опыта Толстого, его мистических и аскетикоморалистических начал (Г. В. Флоровский, В. В. Зеньковский, Ф. А. Степун, И. А. Ильин и др.); -- идентификация религиозных взглядов и религиозно-нравственного учения Толстого от "подлинно христианского" учения до "языческого" и "теософского" (А. А. Козлов, Д. С. Мережковский, М. А. Новоселов, И.М. Концевич,М. В. Лодыженский, Н. А. Бердяев и др.); -- анализ учения о непротивлении злу насилием (И. А. Ильин, В. В. Розанов, С. И. Гессен); -- анализ толстовства как морального мировоззрения (Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров, Г. В. Плеханов, С. А. Кривенко, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк и др.). Однако, как это ни странно, при всем многообразии подходов и ракурсов рассмотрения религиозно-нравственной философии Толстого понимания и анализа его христианской этики как целостного учения до сих пор еще нет. Исключение, скорее по названию, чем по содержанию, составляет "Христианская этика: Систематические очерки мировоззрения Л. Н. Толстого" его секретаря, В. Ф. Булгакова. Христианская этика, как это следует из подзаголовка, отождествляется здесь с мировоззрением Толстого в целом, а само изложение строится на основе систематической подборки фрагментов из произведений Толстого. Переоценивая философскую традицию, Толстой пытается утвердить особый тип философствования, в основе которого лежат сверхрациональное, целостное сознание своего духовного "я", непосредственно переживаемого и жизненно самоочевидного, и сознание всеобщего духовного начала -- Бога. Это непосредственное сознание и есть то, что Толстой называет верой. Предпринятый
Стр.1