Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

После Льва Толстого

0   0
Первый авторЛурье
Издательство[Б.и.]
Страниц63
ID11636
АннотацияОб авторе (Толстой Лев Николаевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Лурье, Я.С. После Льва Толстого : Очерк / Я.С. Лурье .— : [Б.и.], 1993 .— 63 с. — Философия .— URL: https://rucont.ru/efd/11636 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Исторический "атомизм" в "Войне и мире" Историческая концепция в первой завершенной и в окончательной редакции романа Восприятие критикой исторической концепции романа Историческая необходимость: Толстой, Гегель и Бокль "Дифференциал истории" Толстой и исторический материализм Вопрос о необходимости и свободе "Дух армии и народа" - Толстой и К. <...> Поппер Проблема патриотизма - Толстой и Достоевский Отношение к государству и власти II. <...> Толстой в XX веке Толстой и революция 1905 года Толстой и Столыпин Толстой и "Вехи" Толстой и историческое предвидение III. <...> Революция и идеи Толстого Представители религиозно-философского направления против Льва Толстого Короленко и Горький Толстовцы и большевики IV. <...> Русская историческая проза XX века и идеи Толстого Спор с Толстым: Алданов и Мережковский В поисках "красного Толстого" Человек и история: Булгаков, Тынянов и Гроссман Единоборство с Толстым: Солженицын Заключение. <...> **) У Чехова толстовский рационализм, как и вообще рационализм XIX века, едва ли вызывал отрицательное отношение - скорее, он мог ему сочувствовать. <...> Легкомысленную грубость русского нигилиста шестидесятых годов" усматривал в Толстом и Д. Мережковский <...> В спор о "здравом смысле" чета Мережковских пустилась даже во время поездки в Ясную Поляну. <...> Толстовский "фонарь здравого смысла" отвергался людьми XX века постоянно - и в годы первой мировой войны, и во время революции, и при наступлении европейского фашизма. <...> Что же значат сегодня идеи Толстого, и в частности, его отношение к государству, ко власти, к историческому процессу? <...> Эйхенбауму и другим авторам, считавшим, что Толстой начал писать роман как "хронику дворянской жизни", и лишь потом придал ему форму исторической эпопеи, Э. Е. Зайденшнур отметила, что уже первая редакция последней части романа (доведенная до конца 1812 года) - "многоплановое произведение", где "в историко-философских рассуждениях голос автора уже звучит громко и отчетливо". <...> 66; 2) Как создавалась <...>
После_Льва_Толстого.pdf
Я. С. Лурье. После Льва Толстого ---------------------------------------------------------------------------Date: июль 2002 Изд: проблемы XX века, СПб., "Дмитрий Буланин", 1993 OCR: Лурье Я.С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и Адаменко Виталий (adamenko77@mail.ru) ---------------------------------------------------------------------------наш заключается в том, что Вопросы философии истории, поднятые Толстым, не утратили актуальности в век. Главный урок, который можно извлечь из печального опыта XX в., попытки "делания истории", основанные на любой социальной или национальной догме, губительны. В жертву таким попыткам не должны приноситься нравственные принципы человечества. ОГЛАВЛЕНИЕ От автора Введение I. Исторический "атомизм" в "Войне и мире" Историческая концепция в первой завершенной и в окончательной редакции романа Восприятие критикой исторической концепции романа Историческая необходимость: Толстой, Гегель и Бокль "Дифференциал истории" Толстой и исторический материализм Вопрос о необходимости и свободе "Дух армии и народа" - Толстой и К. Поппер Проблема патриотизма - Толстой и Достоевский Отношение к государству и власти II. Толстой в XX веке Толстой и революция 1905 года Толстой и Столыпин Толстой и "Вехи" Толстой и историческое предвидение III. Революция и идеи Толстого Представители религиозно-философского направления против Льва Толстого Короленко и Горький Толстовцы и большевики IV. Русская историческая проза XX века и идеи Толстого Спор с Толстым: Алданов и Мережковский В поисках "красного Толстого" Человек и история: Булгаков, Тынянов и Гроссман Единоборство с Толстым: Солженицын Заключение. Толстой на пороге XXI века ПОСЛЕ ЛЬВА ТОЛСТОГО Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века ОТ АВТОРА сотрудником Работа над этой книгой была начата еще в 1978 году, в бытность мою научным Института русской (ср.: Русская литература. 1978. вспоминаю литературы (Пушкинский Дом) Академии наук No 3; Основная часть книги написана в стенах Института имени Дж. Кеннана (Kennan Institute научные консультации покойной Елизаветы Николаевны Купреяновой. For Advanced Russian Studies), входящего H. и Интернационального центра имени Вудро Вильсона (The Woodrow Wilson Center) в Вашингтоне (США). Выражаю глубокую благодарность директору Кеннан-Института доктору Блэру Рублу (Blair A. Титеру (Mark Teeter), директору Вильсон-Центра доктору Ч. Блитцеру (Charles Blitzer), а также всем коллегам, которые своим вниманием и заботой способствовали моей работе. Я. С. Лурье С.-Петербург, январь 1993 г. ВВЕДЕНИЕ - Вот умрет Толстой и все к черту пойдет! - говорил он не раз. - Литература? - И литература. Это слова Чехова, приведенные в воспоминаниях Бунина. (*) (* А. П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1986. С. 490. *) Небольшой любитель теоретических рассуждений, Антон Павлович случае выражал свою о литературе, его мысль казалась бы разговоре, пожалуй, последние слова Чехова. Если бы речь шла только и прежде всего мысль сугубо лапидарно. Интереснее всего в не вторую очередь: "И писателя, как Толстой, Россия иметь не будет - может быть, целый век. Но Чехов назвал литературу лишь во страну от катастрофы, падения "к черту"? Пожалуй, это слишком гиперболично для и пафоса преувеличений. была Неизбежная Чехова, не любившего и не столь уж парадоксальной. Такого литература". Что означают его слова? Безмерно высокую оценку личности Толстого, веру в то, что авторитет "Льва Великого", как именовал Толстого Стасов, может далекая же спасти стасовского смерть яснополянского старца (кстати, пережившего Чехова шестью годами) означала в его глазах, скорее, конец эпохи, воплощением которой был в его понимании Лев Толстой. Что же это Одна особенность уходившего за эпоха, и как она воспринималась людьми нового века? в прошлое времени ощущалась этими людьми особенно резко. Это рационализм, вера в человеческий разум, унаследованная от Просвещения, но еще более укрепившаяся в "век пара". Рационализм был одной из характернейших черт толстовского мышления. Это не значит, конечно, что на рациональных посылках основывались все его убеждения, взгляды и пристрастия. Толстой был религиозен - во всяком случае, большую часть своей жизни. Его художественные вкусы были субъективны. Люди, не разделявшие верований и взглядов Толстого, возражали ему, - но это были и в этом этом 1989. No 1). С благодарностью состав Ruble), заместителю директора доктору Марку
Стр.1