Я. С. Лурье. После Льва Толстого
---------------------------------------------------------------------------Date:
июль 2002
Изд:
проблемы XX века, СПб., "Дмитрий Буланин", 1993
OCR:
Лурье Я.С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и
Адаменко Виталий (adamenko77@mail.ru)
---------------------------------------------------------------------------наш
заключается
в том, что
Вопросы философии истории, поднятые Толстым, не утратили актуальности в
век. Главный урок, который можно извлечь из печального опыта XX в.,
попытки "делания истории", основанные на любой
социальной или национальной догме, губительны. В жертву таким попыткам не
должны приноситься нравственные принципы человечества.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора
Введение
I. Исторический "атомизм" в "Войне и мире"
Историческая концепция
в первой завершенной и в окончательной редакции
романа
Восприятие критикой исторической концепции романа
Историческая необходимость: Толстой, Гегель и Бокль
"Дифференциал истории"
Толстой и исторический материализм
Вопрос о необходимости и свободе
"Дух армии и народа" - Толстой и К. Поппер
Проблема патриотизма - Толстой и Достоевский
Отношение к государству и власти
II. Толстой в XX веке
Толстой и революция 1905 года
Толстой и Столыпин
Толстой и "Вехи"
Толстой и историческое предвидение
III. Революция и идеи Толстого
Представители религиозно-философского направления против Льва Толстого
Короленко и Горький
Толстовцы и большевики
IV. Русская историческая проза XX века и идеи Толстого
Спор с Толстым: Алданов и Мережковский
В поисках "красного Толстого"
Человек и история: Булгаков, Тынянов и Гроссман
Единоборство с Толстым: Солженицын
Заключение. Толстой на пороге XXI века
ПОСЛЕ ЛЬВА ТОЛСТОГО
Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века
ОТ АВТОРА
сотрудником
Работа над этой книгой была начата еще в 1978 году, в бытность мою научным
Института русской
(ср.: Русская литература. 1978.
вспоминаю
литературы (Пушкинский Дом) Академии наук
No
3;
Основная часть книги написана в стенах Института имени Дж. Кеннана (Kennan
Institute
научные консультации покойной Елизаветы Николаевны Купреяновой.
For Advanced Russian Studies),
входящего
H.
и
Интернационального центра имени Вудро Вильсона (The Woodrow Wilson Center) в
Вашингтоне (США). Выражаю глубокую благодарность директору Кеннан-Института
доктору Блэру Рублу (Blair A.
Титеру (Mark
Teeter), директору Вильсон-Центра доктору Ч. Блитцеру
(Charles Blitzer), а также всем коллегам, которые своим вниманием и заботой
способствовали моей работе.
Я. С. Лурье
С.-Петербург, январь 1993 г.
ВВЕДЕНИЕ
- Вот умрет Толстой и все к черту пойдет! - говорил он не раз.
- Литература?
- И литература. Это слова Чехова, приведенные в воспоминаниях Бунина. (*)
(* А. П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1986. С. 490. *)
Небольшой любитель теоретических
рассуждений, Антон Павлович
случае выражал
свою
о литературе, его мысль
казалась
бы
разговоре, пожалуй, последние слова Чехова. Если бы речь шла только и прежде
всего
мысль сугубо лапидарно. Интереснее всего в
не
вторую
очередь:
"И
писателя, как Толстой, Россия иметь не будет - может быть, целый век. Но
Чехов назвал литературу лишь во
страну от катастрофы, падения "к черту"?
Пожалуй, это слишком гиперболично для
и
пафоса
преувеличений.
была
Неизбежная
Чехова, не любившего
и не столь
уж
парадоксальной. Такого
литература". Что
означают его слова? Безмерно высокую оценку личности Толстого, веру в то,
что авторитет "Льва Великого", как именовал Толстого Стасов, может
далекая
же
спасти
стасовского
смерть
яснополянского старца (кстати, пережившего Чехова шестью годами) означала в
его глазах, скорее, конец эпохи, воплощением которой был в его понимании Лев
Толстой.
Что же это
Одна особенность
уходившего
за эпоха, и как она воспринималась людьми нового века?
в прошлое
времени ощущалась
этими
людьми
особенно резко. Это рационализм, вера в человеческий разум, унаследованная
от Просвещения, но еще более укрепившаяся в "век пара".
Рационализм был одной из характернейших черт толстовского мышления. Это не
значит, конечно, что на рациональных посылках основывались все его
убеждения, взгляды и пристрастия. Толстой был религиозен - во всяком случае,
большую часть своей жизни. Его художественные вкусы были субъективны. Люди,
не разделявшие верований и взглядов Толстого, возражали ему, - но это были
и в этом
этом
1989. No 1). С благодарностью
состав
Ruble), заместителю директора доктору Марку
Стр.1