С.Гаранина. Л.Н.Толстой на цветном фото
---------------------------------------------------------------------------С.
Гаранина, аспирантка Московского государственного института культуры.
"Наука и жизнь", ## 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 1970
OCR Бычков М.Н.
---------------------------------------------------------------------------"Прилагаемый
при настоящем номере портрет Гр. Л. Н. Толстого исполнен
мною 23 мая этого (1908. - Ред.) года и является единственным портретом,
сфотографированным в красках непосредственно с натуры. Несмотря на некоторые
неблагоприятные условия фотографирования, вследствие проходившего в мае
месяце циклона, который принуждал в значительной мере увеличить время
экспозиции, я тем не менее мог ограничиться экспозицией всего в шесть
секунд, включая сюда и время, потребное для передвижения очень большой
кассеты. Съемка была сделана один раз, и кассета была доставлена мною на
руках в Москву, где только было возможно вынуть из нее пластины для упаковки
их. Проявление пластин произведено в Петербурге.
Эта крайне трудная работа могла
быть выполнена с такой короткой
экспозицией исключительно благодаря чрезвычайной чувствительности моих
пластин к спектральным лучам и правильной их передаче, что поймет каждый,
знакомый с техникой цветных воспроизведений.
Мысль снять в большом размере портрет Гр. Л. Н. Толстого пришла мне в
голову совершенно случайно, и работа эта выполнена мною скорее по настоянию
моих друзей, чем по моей личной инициативе.
Дело в том, что я давно уже собирался просить разрешения Гр. Л. Н.
Толстого снять его портрет для демонстрирования на моих цветных проекциях и
с этой просьбой обратился в начале мая месяца письменно к Гр. Л. Н.
Толстому. На мое письмо я получил любезное согласие Льва Николаевича.
Перед самым отъездом многие из близких мне лиц, узнав, что я еду с
маленькой камерой, уговорили меня взять что-либо более солидное по размерам,
дабы впоследствии можно было изготовить портрет в большом масштабе и
отпечатать его для общего пользования.
Несмотря на большую громоздкость прибора и большие технические
трудности, я решился сделать этот опыт и в середине мая отправился в Ясную
Поляну. Лев Николаевич был весьма ко мне любезен и, несмотря на крайне малое
свободное время, провел в разговоре со мною несколько часов за трехдневное
пребывание мое в Ясной Поляне. Особенно живо интересовался Лев Николаевич
всеми новейшими открытиями в различных научных областях, а равно и вопросом
передачи изображения в истинных цветах.
Сравнительная слабость здоровья с одной стороны и преклонный возраст, в
совокупности с постоянной работой и различными посещениями Льва Николаевича,
не позволили мне сделать какой-либо предварительный опыт съемки и потому
пришлось возложить надежду главным образом на свой многолетний опыт и
чувствительность пластин.
Вследствие крайне невыгодного положения местности для фотографирования,
оно было сделано в саду, в тени, падающей от дома, причем задний план был
ярко освещен солнцем. Фотографирование произведено в пять с половиною часов
вечера, тотчас после верховой прогулки Льва Николаевича.
Супруга Льва Николаевича, София Андреевна принимала с своей стороны все
меры, дабы способствовать успеху этой работы, за что приношу ей искреннее
спасибо.
В печати портрет воспроизведен без всяких поправок и прикрас, чтобы
сохранить всю ценность подлинности воспроизведения.
С. Прокудин-Горский".
Прокудина-Горского "К юбилейному портрету Гр. Л. Н. Толстого" была найдена в
Центральном, государственном Историческом архиве в Ленинграде.
Заметка известного русского фотографа-художника Сергея Михайловича
Она
публикуется впервые через 62 года после того, как она была написана... Здесь
воедино слиты история отечественной фотографии и история единственного
цветного фотопортрета Льва Николаевича Толстого.
Цветное фотографирование стало принципиально возможно в 1903 году,
когда в Германии были найдены сенсибилизаторы, придававшие бромосеребряной
фотографической пластинке чувствительность к широким участкам светового
спектра. Правда, процесс получения цветного изображения был еще чрезвычайно
трудоемким: с одной точки снимали через три различных фильтра (красный,
зеленый и фиолетовый) - три негатива. Их проявляли и фиксировали, а затем
Стр.1