КЛАССИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ Анатолий Петров НАРИСОВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ • Е • н Москва — ВГИК — 2010 ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНЕМАТОГРАФИИ имени С.А. Герасимова (ВГИК) Кафедра анимации и компьютерной графики Анатолий Петров КЛАССИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ НАРИСОВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области изобразительного искусства в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902.65 Графика Москва Редакционно-издательский отдел ВГИК 2010 УДК 778.5 ББК 85.37 П 305 Рецензенты: ведущий редактор НИИ киноискусства Г.Н. Бородин кандидат искусствоведения А.М. Орлов Петров А.А. <...> об анимационном пространстве и движении в нём объёмного персонажа. <...> Требовательное отношение автора к умению молодого аниматора рисовать, глубоко вживаться в нарисованный характер коренным образом меняет отношение к анимации как к искусству, способному решать любые концептуальные, творческие и психологические задачи. <...> В первой части «Механика и биомеханика» автор даёт понимание конструкции типажа, объёмно-пространственного видения, понимания перспективы (пространства). <...> Внимательно разбирая цикличные движения человека и животных в фас, профиль, в три четверти, их ходьбу, бег, галоп, прыжок, бросок автор останавливается на специальных технологических приёмах: экспозиционных листах, панорамах, циклах,… Во второй части «Актёрские возможности» автор исследует основы и принципы актерского решения сцены, знакомит с классификацией жестов, выразительностью позы, мимики и артикуляции персонажа, говорит о необходимости понимать законы психологической реакции персонажа на обстоятельства действия. <...> Печатается по решению Учебного Совета Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). <...> ISBN 978-5-87149-121-8 © Всероссийский государственный университет <...>
Классическая_анимация._Нарисованное_движение._(1).pdf
УДК 778.5
ББК 85.37
П 305
Рецензенты: ведущий редактор НИИ киноискусства Г.Н. Бородин
кандидат искусствоведения А.М. Орлов
Петров А.А.
Классическая анимация. Нарисованное движение. Учебное пособие. — М.: ВГИК, 2010.
— 197 с.
Учебное пособие передаёт особое представление А. Петрова об анимационном пространстве
и движении в нём объёмного персонажа. Требовательное отношение автора к
умению молодого аниматора рисовать, глубоко вживаться в нарисованный характер коренным
образом меняет отношение к анимации как к искусству, способному решать любые
концептуальные, творческие и психологические задачи.
В первой части «Механика и биомеханика» автор даёт понимание конструкции типажа,
объёмно-пространственного видения, понимания перспективы (пространства). Внимательно
разбирая цикличные движения человека и животных в фас, профиль, в три четверти,
их ходьбу, бег, галоп, прыжок, бросок автор останавливается на специальных технологических
приёмах: экспозиционных листах, панорамах, циклах,…
Во второй части «Актёрские возможности» автор исследует основы и принципы актерского
решения сцены, знакомит с классификацией жестов, выразительностью позы, мимики
и артикуляции персонажа, говорит о необходимости понимать законы психологической
реакции персонажа на обстоятельства действия. Отдельный раздел посвящен работе над
музыкальными эпизодами и танцевальными сценами.
В учебном пособии, предназначенном для студентов, занимающихся анимацией и компьютерной
графикой, сложные задачи сочетаются с простотой изложения и богатством
изобразительного материала.
Весь иллюстративный материал дан в книге в репродукциях и используется исключительно как цитаты к тексту.
Печатается по решению Учебного Совета Всероссийского государственного университета
кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК).
ISBN 978-5-87149-121-8
© Всероссийский государственный
университет кинематографии
имени С.А. Герасимова (ВГИК)
Стр.2
СОДЕРжАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Часть первая
МЕхАНИКА И бИоМЕхАНИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Мультипликатор должен быть отличным рисовальщиком
(серия академических рисунков) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Если Магомет не идёт к горе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Понимание перспективы и конструкции мультперсонажа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Объёмно-пространственное видение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Упражнение № 1
Вращение куба с персонажем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Специальные приёмы: Экспозиционные листы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Специальные приёмы: Цикл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Движение под действием внешних сил . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Упражнение № 2
Робот делает «кульбит» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Волнообразные формы движения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Упражнение № 3
Кораблик на волне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Упражнение № 4
Полёт гуся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Специальные приёмы : Панорама . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Упражнение № 5
Маятник и цепочка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Упражнение № 6
Обезьяна на трапеции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Биомеханика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Ходьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Упражнение № 7
Мужчина, идущий в профиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Упражнение № 8
Ходьба в фас . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Упражнение № 9
Ходьба женщины со спины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Упражнение № 10
Ходьба мультипликационного персонажа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
6
Стр.6
Вариант ходьбы мультипликационного персонажа в профиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Упражнение № 11
Ходьба мультипликационного персонажа в фас . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Упражнение № 12
Бег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Вариант бега в профиль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Специальные приёмы: Спидлайн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Биомеханика для четвероногих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
животные: немного анатомии, разнообразие и единство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Упражнение № 13
Ходьба четвероногих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Упражнение № 14
Бег четвероногих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Упражнение № 15
Галоп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Упражнение № 16
Характерная ходьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Упражнение № 17
Прыжок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Упражнение № 18
Прыжок мультипликационного персонажа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Упражнение № 19
Бросок мультипликационного персонажа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Упражнение № 20
Дискобол метнул диск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Вместо заключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
ЧАСть вторАЯ
АКтёрСКИЕ возМожНоСтИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Крупно кисти рук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Борис Павлович зашёл ко мне в группу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Мультперсонаж повернуть вокруг себя по фазам — скульптуру
обойти по шагу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
И повернулся спиной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
А что под кожей? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Почти, как анекдот, но это — правда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Средства актёрской игры в искусстве нарисованного движения . . . . . . . . . . . . . . . 126
Упражнение № 1
жесты указывающие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Упражнение № 2
Иллюстрирующие жесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Упражнение № 3
Подсознательные жесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Упражнение № 4
Символические жесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
7
Стр.7
Упражнение № 5
жесты функциональные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Упражнение № 6
Акцентирующие жесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Поза — ещё одно средство актёрской игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Мимика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Упражнение № 7
Мимика как движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Научим зайца разговаривать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Упражнение № 8
Артикуляция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Упражнение № 9
Артикуляция и мимика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Упражнение № 10
Мимоза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Как вы думаете, Босс ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Диалог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Упражнение № 11 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Музыка и нарисованное движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Музыка — ритм, мелодия и нарисованное движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Упражнение № 12
Танец как музыка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Танец как движение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Упражнение № 13
Танец как действие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
Пусть Волк и Заяц танцуют танго «Компарсита» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Танец на трёх афишах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
Вместо заключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Стр.8