ТОЛСТОЙ, Алексей Николаевич [29.XII.1882 (10.1.1883), Николаевск Самарской губ.-- 23.11.
1945, Москва] -- прозаик, драматург, публицист. Классик советской литературы, общественный деятель,
академик (с 1939 г.). С предшественниками-однофамильцами Л. Н. Толстым и А. К. Толстым у него
общий пращур -- сподвижник Петра I граф П. А. Толстой. Отец писателя Николай Александрович
Толстой, предводитель самарского дворянства, не участвовал в воспитании сына, рождение которого
совпало с семейной драмой. Мать Т. Александра Леонтьевна, урожденная Тургенева, двоюродная внучка
декабриста Н. И. Тургенева, женщина образованная и писательница, ушла от мужа, не выдержав его
тяжелого характера и бездуховности тогдашнего самарского окружения. Она соединила судьбу с
Алексеем Аполлоновичем Бостромом, небогатым помещиком, интеллигентом передовых убеждений,
который заменил Т. отца.
Детство будущего писателя до поступления в реальное училище прошло в имении отчима, на
хуторе Сосновка. Мальчик получил хорошее домашнее воспитание. Он рос в обстановке семейного
согласия, литературных интересов, демократических идей. Рано познакомился с русской классической
литературой. Зимними вечерами, вспоминал он, "вотчим обычно читал вслух Некрасова, Льва Толстого,
Тургенева", а лет с десяти Т. сам "начал много читать -- все тех же классиков" (Полн. собр. соч.-- Т. 1.-С.
80, 81). Игры с деревенскими детьми, участие в хозяйственных делах взрослых, а главное -повседневное
общение, слияние с миром природы питали душу ребенка незабываемыми впечатлениями.
Писатель потом не раз скажет о воспоминаниях детства как о важном источнике творчества.
Подробности жизни в Сосновке, когда закладывались нравственные основы личности Т., его
мировидения, он воссоздаст в одной из лучших своих книг -- повести "Детство Никиты" (1922).
В годы первой русской революции Т.-- студент Петербургского Технологического института. Тут
он столкнулся с напряженной общественной жизнью, был захвачен революционными настроениями
молодежи, участвовал в студенческих сходках, демонстрациях, хотя в политике разбирался слабо.
Столица давала ему много культурных впечатлений. Он устанавливает знакомства с литераторами,
людьми искусства, открывает для себя театр Чехова и Горького (первая в жизни рецензия), интересуется
живописью, углубляется в поэзию символизма. Две поездки в Европу (Германию и Италию) расширяют
горизонт его гуманитарной образованности. Все сильнее сказывается влечение к литературе, и ко
времени окончания института выясняется, что призвание его не инженерное дело, а писательство.
Т. начинал в литературе как поэт. В 1907 г. вышла его первая книга стихов "Лирика", которой
уже год спустя он стыдился, а впоследствии называл "подражательной, наивной и плохой" (Т. 1.-- С. 84).
Удачнее была вторая книга "За синими реками" (1911, отдельные стихотворения публиковались в 1909
г.). "От нее я не отказываюсь и по сей день,-- писал 60-летний Т.,-- ...это результат моего первого
знакомства с русским фольклором" (Т. 1.-- С. 84). В книге опоэтизированы старинные представления
народа о природе, языческие верования, развернуты образы русского поля, реки, леса, с их влекущей
красотой и пугающей таинственностью -- русалками, ведьмами, лешими и иной нежитью. Пейзажи
образуют календарь времен года и суточный круг времени, почти в каждом стихотворении -- образ
сияющего над землей солнца как основы жизни. Сказочное переплетается с реальным. В традициях
демократической русской поэзии изображены картины земледельческих работ: сенокос, жатва, пахота,
молотьба -- или деревенских досугов, русской праздничности: обрядовые песни, хороводы, гадания
девушек. Здесь и первые проявления интереса Т. к истории -- стихотворения с древнерусскими
сюжетами. В подборке стихов о Хлое и Дафнисе отдана дань символизму. Молодого поэта одобрили в
символистской среде, его поддержал в печати В. Брюсов. Но к поэзии Т. больше не вернулся.
Первыми опытами прозы, по собственному признанию Т., были "Сорочьи сказки" (1910; отд.
публ. в 1909 г.) -- сборник, включавший четыре десятка прозаических миниатюр. Половина из них -стилизации
под волшебные сказки, обработка тех же, что и в стихах, народнопоэтических образов:
"Русалка", "Водяной", "Кикимора", "Дикий кур", "Полевик". В остальном -- сказки о животных и отчасти
бытовые. Рядом с бесхитростными примитивами для детского чтения встречаются сказки басенного,
притчевого характера, где отношения животных или мира вещей очеловечены и заключают
моралистический подтекст. "Сорочьи сказки" были для Т. своего рода студией, где он прицеливался к
народному слову, пробовал меру и ритмику фразы, учился диалогу. Здесь уже явно проступает
характерное свойство его таланта -- юмор. Отсюда пролегает путь в будущее, когда зрелый Т. обратится
к обработке русских народных сказок и созданию свода русского фольклора.
В 1910 г. появилась первая книга прозы Т. "Повести и рассказы", в нее вошли
"Заволжье" ("Мишука Налымов"), "Неделя в Туреневе" ("Петушок"), "Аггей Коровин" ("Мечтатель"),
"Два друга" ("Актриса"), "Сватовство". При переизданиях автор изменил некоторые заглавия и назвал
сборник "Заволжье", а в советское время -- "Под старыми липами", притом состав его тоже менялся, из
дополнений наиболее характерна повесть "Приключения Растегина" (1913). Это был цикл произведений
одной темы -- о жизни заволжских помещиков, запустении родовых дворянских усадеб и упадке нравов
Стр.1