Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 487127)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Толстой А. Н.: Биобиблиографичекая справка

0   0
Страниц4
ID11594
АннотацияОб авторе (Толстой Алексей Николаевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Толстой А. Н.: Биобиблиографичекая справка : Статья .— 1990 .— 4 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ТОЛСТОЙ, Алексей Николаевич [29. <...> Александра Леонтьевна, урожденная Тургенева, двоюродная внучка декабриста Н. И. Тургенева, женщина образованная и писательница, ушла от мужа, не выдержав его тяжелого характера и бездуховности тогдашнего самарского окружения. <...> Зимними вечерами, вспоминал он, "вотчим обычно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева", а лет с десяти Т. сам "начал много читать -- все тех же классиков" (Полн. собр. соч.-- Т. <...> Игры с деревенскими детьми, участие в хозяйственных делах взрослых, а главное -повседневное общение, слияние с миром природы питали душу ребенка незабываемыми впечатлениями. <...> Подробности жизни в Сосновке, когда закладывались нравственные основы личности Т., его мировидения, он воссоздаст в одной из лучших своих книг -- повести "Детство Никиты" (1922). <...> Тут он столкнулся с напряженной общественной жизнью, был захвачен революционными настроениями молодежи, участвовал в студенческих сходках, демонстрациях, хотя в политике разбирался слабо. <...> От нее я не отказываюсь и по сей день,-- писал 60-летний Т.,-- ...это результат моего первого знакомства с русским фольклором" (Т. <...> В традициях демократической русской поэзии изображены картины земледельческих работ: сенокос, жатва, пахота, молотьба -- или деревенских досугов, русской праздничности: обрядовые песни, хороводы, гадания девушек. <...> Первыми опытами прозы, по собственному признанию Т., были "Сорочьи сказки" (1910; отд. публ. в 1909 г.) -- сборник, включавший четыре десятка прозаических миниатюр. <...> Половина из них -стилизации под волшебные сказки, обработка тех же, что и в стихах, народнопоэтических образов: "Русалка", "Водяной", "Кикимора", "Дикий кур", "Полевик". <...> В остальном -- сказки о животных и отчасти бытовые. <...> Рядом с бесхитростными примитивами для детского чтения встречаются сказки басенного, притчевого характера, где отношения животных или мира вещей очеловечены и заключают моралистический <...>
Толстой_А._Н._Биобиблиографичекая_справка.pdf
ТОЛСТОЙ, Алексей Николаевич [29.XII.1882 (10.1.1883), Николаевск Самарской губ.-- 23.11. 1945, Москва] -- прозаик, драматург, публицист. Классик советской литературы, общественный деятель, академик (с 1939 г.). С предшественниками-однофамильцами Л. Н. Толстым и А. К. Толстым у него общий пращур -- сподвижник Петра I граф П. А. Толстой. Отец писателя Николай Александрович Толстой, предводитель самарского дворянства, не участвовал в воспитании сына, рождение которого совпало с семейной драмой. Мать Т. Александра Леонтьевна, урожденная Тургенева, двоюродная внучка декабриста Н. И. Тургенева, женщина образованная и писательница, ушла от мужа, не выдержав его тяжелого характера и бездуховности тогдашнего самарского окружения. Она соединила судьбу с Алексеем Аполлоновичем Бостромом, небогатым помещиком, интеллигентом передовых убеждений, который заменил Т. отца. Детство будущего писателя до поступления в реальное училище прошло в имении отчима, на хуторе Сосновка. Мальчик получил хорошее домашнее воспитание. Он рос в обстановке семейного согласия, литературных интересов, демократических идей. Рано познакомился с русской классической литературой. Зимними вечерами, вспоминал он, "вотчим обычно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева", а лет с десяти Т. сам "начал много читать -- все тех же классиков" (Полн. собр. соч.-- Т. 1.-С. 80, 81). Игры с деревенскими детьми, участие в хозяйственных делах взрослых, а главное -повседневное общение, слияние с миром природы питали душу ребенка незабываемыми впечатлениями. Писатель потом не раз скажет о воспоминаниях детства как о важном источнике творчества. Подробности жизни в Сосновке, когда закладывались нравственные основы личности Т., его мировидения, он воссоздаст в одной из лучших своих книг -- повести "Детство Никиты" (1922). В годы первой русской революции Т.-- студент Петербургского Технологического института. Тут он столкнулся с напряженной общественной жизнью, был захвачен революционными настроениями молодежи, участвовал в студенческих сходках, демонстрациях, хотя в политике разбирался слабо. Столица давала ему много культурных впечатлений. Он устанавливает знакомства с литераторами, людьми искусства, открывает для себя театр Чехова и Горького (первая в жизни рецензия), интересуется живописью, углубляется в поэзию символизма. Две поездки в Европу (Германию и Италию) расширяют горизонт его гуманитарной образованности. Все сильнее сказывается влечение к литературе, и ко времени окончания института выясняется, что призвание его не инженерное дело, а писательство. Т. начинал в литературе как поэт. В 1907 г. вышла его первая книга стихов "Лирика", которой уже год спустя он стыдился, а впоследствии называл "подражательной, наивной и плохой" (Т. 1.-- С. 84). Удачнее была вторая книга "За синими реками" (1911, отдельные стихотворения публиковались в 1909 г.). "От нее я не отказываюсь и по сей день,-- писал 60-летний Т.,-- ...это результат моего первого знакомства с русским фольклором" (Т. 1.-- С. 84). В книге опоэтизированы старинные представления народа о природе, языческие верования, развернуты образы русского поля, реки, леса, с их влекущей красотой и пугающей таинственностью -- русалками, ведьмами, лешими и иной нежитью. Пейзажи образуют календарь времен года и суточный круг времени, почти в каждом стихотворении -- образ сияющего над землей солнца как основы жизни. Сказочное переплетается с реальным. В традициях демократической русской поэзии изображены картины земледельческих работ: сенокос, жатва, пахота, молотьба -- или деревенских досугов, русской праздничности: обрядовые песни, хороводы, гадания девушек. Здесь и первые проявления интереса Т. к истории -- стихотворения с древнерусскими сюжетами. В подборке стихов о Хлое и Дафнисе отдана дань символизму. Молодого поэта одобрили в символистской среде, его поддержал в печати В. Брюсов. Но к поэзии Т. больше не вернулся. Первыми опытами прозы, по собственному признанию Т., были "Сорочьи сказки" (1910; отд. публ. в 1909 г.) -- сборник, включавший четыре десятка прозаических миниатюр. Половина из них -стилизации под волшебные сказки, обработка тех же, что и в стихах, народнопоэтических образов: "Русалка", "Водяной", "Кикимора", "Дикий кур", "Полевик". В остальном -- сказки о животных и отчасти бытовые. Рядом с бесхитростными примитивами для детского чтения встречаются сказки басенного, притчевого характера, где отношения животных или мира вещей очеловечены и заключают моралистический подтекст. "Сорочьи сказки" были для Т. своего рода студией, где он прицеливался к народному слову, пробовал меру и ритмику фразы, учился диалогу. Здесь уже явно проступает характерное свойство его таланта -- юмор. Отсюда пролегает путь в будущее, когда зрелый Т. обратится к обработке русских народных сказок и созданию свода русского фольклора. В 1910 г. появилась первая книга прозы Т. "Повести и рассказы", в нее вошли "Заволжье" ("Мишука Налымов"), "Неделя в Туреневе" ("Петушок"), "Аггей Коровин" ("Мечтатель"), "Два друга" ("Актриса"), "Сватовство". При переизданиях автор изменил некоторые заглавия и назвал сборник "Заволжье", а в советское время -- "Под старыми липами", притом состав его тоже менялся, из дополнений наиболее характерна повесть "Приключения Растегина" (1913). Это был цикл произведений одной темы -- о жизни заволжских помещиков, запустении родовых дворянских усадеб и упадке нравов
Стр.1