Розанов Ив. Тимофеев А. В. // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 11. -М.: Худож. лит., 1939. - Стб. 265-266.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-2651.htm
ТИМОФЕЕВ Алексей Васильевич [1812-1883] - поэт и беллетрист. Р. в г. Курмыше б.
Симбирской губ. в богатой помещичьей семье. Учился на юридическом факультете Казанского ун-та.
Переехав в Петербург, он в 1832 дебютировал в лит-ре драмой "Разочарованный", а в 1833-1837
выступил с рядом книг, имевших успех. Отмечая неопытность и незрелость автора, молодой Белинский
признавал его повесть "Художник" [1834] "замечательным явлением в литературе". Больший успех
имели книжки стихов ("Двенадцать песен", 1833, "Песни", 1835) и мистерии Т. Однако Белинский
отозвался о стихах Т. в пренебрежительном тоне, отрицая в нем поэтическое дарование. После 1843 Т.
надолго совершенно исчез с лит-ого горизонта, увлекшись бюрократической карьерой. В 70-х гг., выйдя
в отставку и вернувшись в Петербург, Т. возобновил, после 30 лет перерыва, свою лит-ую деятельность.
Но изданная им в 1876 обширная поэма в 2 томах "Микула Селянинович" - труд многих лет - не имела
никакого успеха, и Т. умолк навсегда.
Т. находился под влиянием Полевого (напр. "Художник" по заглавию и теме близок к повести Н.
Полевого "Живописец"), но влияние это было по существу поверхностным и кратковременным.
В основном Т. один из характерных представителей того напыщенного романтизма 30-х гг., к-рый
связывается обычно с именем Кукольника. В своих драматических сценах "Поэт" [1834], "Елизавета
Кульман" [1835] Т. старался показать на фоне жестокой судьбы и бессмысленности человеческого
существования "неземное предназначение" поэта.
Прозаические произведения Т. (из исторических повестей лучшая - "Чернокнижник", из эпохи
опричнины) отличаются выспренним слогом и изобилуют афоризмами вроде следующих: "человек
создан для крайностей", "человек был всегда неразгаданной тайной" и т. д.
Несколько проще и искреннее лирика Т. Здесь также есть страхи и ужасы, но поэт не скрывает,
что это только игра, поза, и готов иронизировать над собой. В поэзии Т. есть одно качество, выгодно
отличающее его от Кукольника. Это - интерес к фольклору. Правда, его поэма "Микула Селянинович",
являющаяся неудачной попыткой дать философию русской истории, насколько она отразилась в
народной мифологии, слишком перегружена сведениями из области древних религий. Зато в некоторых
своих лирических песнях Т. обнаружил настоящее чутье русского фольклора. Из всего лит-ого наследия
Т. только ряд песен и романсов надолго пережил автора. Положенные на музыку лучшими
композиторами, многие из них вошли в фольклор. Таковы: "Не бушуйте, ветры буйные", "Не женись на
умнице", "Борода ль моя, бородушка" и др.
Заслуживает внимания и стихотворная техника Т. В противоположность Бенедиктову, с к-рым его
нередко сближали, Т. не имел пристрастия к рифмам: нерифмованных стихов у него больше, чем
рифмованных. Иногда ("Свадьба", "Челнок" и т. д.) он дает чередование разных размеров, а в мистериях
стихотворную речь перемежает с прозаической. Редкий в русской поэзии пример рифмовки (только
нечетных строк) дает он в "Микуле Селяниновиче".
Библиография: I. Опыты в прозе и стихах, в 3 чч., Петербург, 1837; Микула Селянинович, Поэма в
12 песнях, Сочинения А. Тимофеева в 2 тт., Петербург, 1876.
II. Гербель Н. В., Русские поэты в биографиях и образцах, СПБ, 1873, изд. 3-е, СПБ 1888; Русский
биографический словарь, том "Суворова - Ткачев", СПБ, 1912.
Ив. Розанов
Стр.1