Александр Васильевич Сухово-Кобылин: краткая справка
С. Венгеров
Сухово-Кобылин
(Александр
Васильевич) - известный
принадлежащий к тому немногочисленному разряду
драматург,
писателей, которых можно
назвать "авторами одного произведения". Эти писатели сразу развертывают все
свое дарование, дают произведение, которое обеспечивает им имя в истории
литературы и потом либо совершенно замолкают, либо пишут вещи, не идущие ни
в какое сравнение с первым проявлением их
писателей Грибоедов с поразительным контрастом
таланта. Таков из русских
между "Горе от ума" и
позднейшими пьесами. Таков Чаадаев, занявший своим "Философическим письмом"
одно из первых мест в истории русской общественной мысли и затем проживший
еще 20 лет в полном обладании блестящего ума, но не написавший более почти
ни одной строки. Таков из второстепенных талантов Гирс, возбудивший началом
романа "Старая и новая Россия" очень большие
надежды
автор не написал ничего
кроме
второстепенного
значения ("Дело" и "Смерть
степени столь редкая в истории истинных
и
пьес
ничем
их не
оправдавшие. Таков, наконец, Сухово-Кобылин, автор неувядаемой "Свадьбы
Кречинского", созданной пятьдесят лет тому
даровитый
Сухово-Кобылина может быть объяснена обстоятельствами личной его жизни; все
три пьесы
назад, в течение которых
двух
Тарелкина"). До известной
талантов
побуждений. Сам автор в предисловии к драме "Дело" говорит о себе, что
"класс литераторов также мне чужд, как и остальные четырнадцать", и тут же
спешит заявить, что его пьеса "не есть, как некогда говорилось, плод
досуга, ниже, как ныне делается, поделка литературного ремесла, а есть в
полной действительности сущее и из самой
реальнейшей
жизни
с
совершенно
непродуктивность
написаны по случайным мотивам, чуждым чисто литературных
кровью
вырванное дело". Эти слова являются отголоском очень тяжелого испытания,
которое Сухово-Кобылину пришлось перенести в молодости, когда он несчастным
стечением обстоятельств был вовлечен в дело об убийстве француженки Диманш.
Корыстолюбие судебных и полицейских властей, почуявших, что тут можно
хорошо поживиться, привело к тому, что и сам Сухово-Кобылин, и пятеро его
крепостных, у которых пыткой вырвали признание
преступления, были накануне каторги. Только
огромные денежные "дачи" освободили молодого
в
огромные связи и еще больше
помещика
мнимом
и
его
из своих пьес - "Деле".
связан
с
совершении
слуг
от
незаслуженного наказания. Ужасы лично им вынесенных дореформенных порядков
Сухово-Кобылин и старался изобразить во второй
Отсюда слишком мрачная окраска пьесы; не лишенная кое-где колоритности и
силы, она в общем производит впечатление недостаточно художественного и
крайне озлобленного шаржа. Гораздо счастливее
испытаниями
печальными
молодости автора литературный первенец Сухово-Кобылина -
"Свадьба Кречинского". Сидя в тюрьме, он от скуки и чтобы немного отвлечься
от мрачных мыслей, разработал в драматической форме ходивший в московском
обществе рассказ об известном тогда светском
шулере, который получил у
ростовщика большую сумму под залог фальшивого солитера. Как бы сами собой
создались у Сухово-Кобылина такие яркие фигуры, которые сделали ничтожный
анекдот основанием одной из самых сценичных
пьес
русского репертуара.
"Свадьба Кречинского" не выдерживает критики, если ее рассматривать с точки
зрения правдоподобия. Она написана почти
сгущенной
форме
триединства; все совершается в течение одного дня и все концентрируется
так, что результаты поступков действующих
перед зрителем. Но в этих нереальных рамках автор достиг полной правды
психологической, дав в замечательно сжатой
душевный очерк своих героев. Таков прежде
полный
даровитая натура, которого увлекает не столько корыстолюбие, сколько самая
артистичность проделки, а также широкие перспективы
всего Кречинский, несомненно
будущих
шулерских
подвигов. Не просто мелкий мошенник и Расплюев, "работающий" для того,
чтобы "таскать пищу в гнездо", т. е. кормить своих детей. Ни Кречинского,
ни Расплюева нельзя назвать типами; это по преимуществу характеры, т. е.
лица, мало связанные с условиями быта - что, между прочим, обеспечивает
пьесе долгую жизнь. Чрезвычайный интерес придает Кречинскому и Расплюеву
также яркая колоритность их речи; многие словечки пьесы вошли в обиходную
речь ("была игра", "сорвалось", "это настоящий маг и волшебник", "он перед
ним мальчишка и щенок" и др.). Драматическая сила "Свадьбы Кречинского"
особенно ясно выступает при сравнении ее с "Делом" и "Смертью Тарелкина", в
которых автор неудачно старался развить некоторые положения и характеры, в
основной пьесе только намеченные, но зато с большой яркостью. В результате
получился какой-то драматический комментарий, где первое место занимают
пояснения, рассуждения и подчеркивания. "Дело" с его мрачным колоритом в
общем гораздо выше "Смерти Тарелкина", где есть претензии на веселость.
Постановка на сцене "Дела" долго встречала цензурные препятствия; "Смерть
Тарелкина" была допущена к представлению
только
осенью 1899 г. (под
измененным заглавием "Расплюевские веселые дни" и с переделками), но успеха
не имела. Сухово-Кобылин родился в богатой
дворянской семье Московской
по правилам ложноклассического
лиц немедленно обнаруживаются
и
Стр.1