СУХАНОВ, Михаил Дмитриевич [1801 или 1802, дер. Славянская Княжеостровской волости
Архангельской губ.-- IV.1843, Новгороде)] -- поэт-самоучка. Происходил из государственных
(экономических черносошных) крестьян. Уже в десятилетнем возрасте, будучи отдан в сидельцы в лавку
к купцу-меняле, испытал нужду и лишения. Несколько позднее, оказавшись в более благоприятных
обстоятельствах, самостоятельно выучился читать и начал усиленно заниматься самообразованием, а
затем и писать стихи. Большое воздействие на молодого С. оказали биография и поэзия Ломоносова. По
свидетельству одного из современников, С. в начале 20 гг. посылал свои стихи из Архангельска, где в то
время жил и содержал небольшую лавку, полученную от отца, в петербургскую газету "Русский
инвалид". Судьба этих литературных опытов С. неизвестна. С 1824 г. он поселился в Петербурге.
Первым его покровителем на литературной стезе стал Ф. В. Булгарин, при содействии которого в
журнале "Сын отечества" в 1826 г. было опубликовано стихотворение С. "Чувства русского крестьянина
при священнейшем короновании государя императора Николая первого" (No 20.-- С. 349--352). Несмотря
на откровенно монархический характер, это сочинение С. выделялось на фоне официозной литературы,
т. к. в нем явственно ощущались образы и ритмы северных народных причитаний (в первой части
стихотворения описывалась смерть Александра). В дальнейшей судьбе С. принимали участие А. С.
Шишков и Б. М. Федоров. Начиная с 1826 г. С. довольно активно печатается в петербургских и
московских журналах ("Благонамеренный", "Славянин", "Отечественные записки", "Дамский журнал",
"Атеней"). В 1828 г. вышла первая книга его стихов -- "Басни, песни и разные стихотворения
крестьянина Михаила Суханова", которая была награждена серебряной медалью Российской академии.
Два других стихотворных сборника С. "Время не праздно" и "Мои сельские досуги" увидели свет в 1836
г.
В лирике С. заслуживают внимания прежде всего сочинения в жанре "русской песни",
популярном в 20--30 гг. С. принадлежат около 35 песен. Среди них есть близкие народной традиции и
свидетельствующие об органичном ее усвоении ("Ах! кручина, ты, кручинушка!", "Зарастай, моя
дороженька, травою!", "Любил молодец красну девицу", "Ах ты, матушка, мать быстра река"). Однако
мотивы народной лирики нередко переосмыслялись С. в духе сентиментальной поэзии, что привело к
созданию слабых, манерных, чуждых образному строю фольклора произведений. Песенным складом
отличается одно из лучших лирических стихотворений С. "Ласточка", в котором поэт в иносказательной
форме рассказывает о своей житейской неустроенности ("Ах! К моей-то хижине / Заросла дороженька /
Прегустой крапивою!.. / А у бедной хижины / Развалилась лесенка, / Подломилась горенка, /
Пораскрылась кровелька" -- "Мои сельские досуги".-- С. 97). Тематически близки к "Ласточке"
стихотворения "К другу", "Ожидания", "К Ш-ву", содержащие жалобы на бедность и жизненные
невзгоды (эти мотивы автобиографичны) и выделяющиеся искренностью выраженного в них чувства
("На ум пойдут ли песни, / Когда кусок / Полугнилого хлеба / Горючими слезами облит" -- Там же.-- С.
33) на фоне подражательной, повторяющей общие места сентиментальной и романтической поэзии,
лирики С.
Значительную часть литературного наследия С. составляют басни. В этом жанре он не вышел за
рамки литературного ученичества. В первой книге С. нравоучительные сентенции в манере М. М.
Хераскова нередко иллюстрируются аллегориями, заимствованными у И. И. Дмитриева. Некоторые
опыты С. в басенном жанре представляют собой рифмованное переложение прозаических басен датского
писателя Л. Хольберга (были переведены Д. И. Фонвизиным). Из них представляют интерес лишь те,
которые как-то соотнесены с русской действительностью. В книге "Время не праздно" С. пытался
подражать И. А. Крылову, но это выразилось в основном в заимствовании отдельных мотивов, оборотов
речи и приемов оживления повествования. Начатки сатиры прослеживаются в очень немногих баснях С.
("Медведь", "Кот и Мыши", "Совет к счастью", "Черепаха"). Реалистические и сатирические тенденции
нашли более удачное воплощение в ряде стихотворений ("Сельская картина", "Пьянство", "Рассказы",
"Муж и жена"), изображающих жизнь крестьянства и городского простонародья. Почти все они
построены на живых разговорных интонациях и безусловно являются результатом непосредственных
наблюдений автора.
Весьма характерно для С. обращение к темам литературной жизни и литературного творчества (в
равной степени и в лирических стихах, и в баснях): он пишет о трудном пути поэта из народа, о
достоинстве поэта ("Поэту ль лестью унижаться? / Ужели он, как низкий раб -- / Пред Крезом станет
изгибаться?" -- "Басни, песни и разные стихотворения".-- С. 109), о вражде и соперничестве в
литературных кругах, о пристрастности критики, о бездарных стихотворцах и т. д. ("К другу",
"Ободрение поэту", "Разговор в книжной лавке", "Совы", "Розовый куст и пустоцвет").
Помимо С. в 20 гг. начали литературную деятельность поэты-самоучки Ф. Н. Слепушкин и Е. И.
Алипанов, также выходцы из крестьян. В произведениях и в биографиях трех поэтов много общего.
Стр.1