Страхов Н. H.
Дым
Повесть. Русский вестник, 1867, март
Страхов Н. H. Литературная критика / Вступит. статья, составл. Н. Н. Скатова, примеч. Н. Н.
Скатова и В. А. Котельникова.--М.: Современник, 1984.-- (Б-ка "Любителям российской словесности").
OCR Бычков М. Н.
Главный герой этой повести есть, очевидно, Литвинов; его чувствам, волнениям и действиям
отведено в рассказе самое большое место; ему достается то, что достается только избранным, именно
любовь -- даже не одной, а двух, далеко выдающихся над общим уровнем женщин: ослепительной Ирины
и ангельской Татьяны; наконец, из его мыслей, из его рассуждений о собственных его приключениях,
взято и самое слово "Дым", которым так многознаменательно обозначена повесть.
Итак, хотя ошибка невольно напрашивается, но ошибиться невозможно: Литвинов -- главное лицо.
Что же это за герой?
Подобно прежним героям г. Тургенева это мелкопоместный владелец, человек средней руки;
подобно прежним героям он взят в цветущую эпоху жизни -- главные события совершаются с ним, когда
ему наступает тридцать лет. Но затем начинается новое. Литвинов, как оказывается, человек
положительный (стр. 127), предусмотрительный, благоразумный (стр. 108), честный и справедливый
(стр. 95), человек прямой и всегда говорящий правду (стр. 72), человек живой, а не мертвая кукла (стр. 67 и
стр. 74), дельный, несколько самоуверенный малый (стр. 8), спокойный и простой (стр. 11).
Вот какими похвальными чертами рисуется герой. Он стоит далеко выше окружающей его толпы
юношей, так, что и смело обрывает их, как власть имущий, и возбуждает их удивление. Восторженный
Бамбаев так говорит о нем с приятелями: "Видите вы этого человека? Это камень! Это скала! Это
гранит!!!..." (стр. 86).
Ну, а дальше? Какие взгляды, какие вкусы у этого человека? По тщательному исследованию
оказывается, что Литвинов не имеет никаких политических убеждений (стр. 19) и равнодушен к родной
словесности (стр. 147). У этого положительного человека существует, однако же, одно пристрастие.
"Пожив в деревне, он пристрастился к хозяйству" и потому отправился за границу и там четыре года
изучал агрономию и технологию" {стр. 10).
Вот вам и весь герой. В нем ничего нет, кроме благоразумия и честности. Этому человеку не о чем
думать и нечего говорить, и он, действительно, ничего не говорит, а только слушает, что говорят другие.
Совершенно ясно, что, несмотря на похвалы, расточаемые Литвинову и автором и другими лицами, автор
не мог даже порядочно заинтересоваться такою будничною, бесцветною личностью. Тургеневу ли не
знать, как рисуются интересные лица, Рудины, Базаровы, как схватывается в них каждая черта, каждое
слово, каждое движение и как все вместе составляет отчетливый, ясный образ! В отношении к Литвинову
автор и не пытается сделать что-либо подобное, и образа перед нами никакого нет.
Между тем ведь ясно, что в нем автор хотел изобразить одного из представителей современной
молодежи, из тех трезвых или отрезвленных людей, которые теперь нужны для России, которые имеют
принести пользу своим землякам (стр. 10), которым в настоящую минуту принадлежит деятельность,
жизнь, будущность. Но, как видно, не знает этих людей художник или и знает, да нет у него к ним
сердечного внимания.
С Литвиновым, судя по его натуре, не должно бы случаться никаких особых приключений; "но,-как
замечает автор,-- природа не справляется с логикой, с нашею человеческою логикой; у ней есть своя,
которой мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет" (стр. 127). Вот
в силу такого-то, таинственного, но всесильного и неотразимого действия природы (мысль истиннопоэтическая!)
и сбылись с Литвиновым происшествия, о которых рассказывает повесть.
Представительницею таинственной природы является некоторая Ирина и по справедливости
приковывает к себе все внимание художника и все сочувствие читателей. Ирина весьма сильно
заинтересовалась Литвиновым -- гораздо сильнее, чем интересуются им и автор и читатели,-- и тем чуть
было не погубила героя. Два раза она сходится с Литвиновым; в первый раз она чуть не вышла за него
замуж, во второй раз чуть не убежала с ним от своего мужа. И в том и в другом случае гибель Литвинова
была бы неизбежна. В самом деле, и в том и в другом случае Литвинов отдается Ирине весь, всем
Стр.1