Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 486242)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

И. С. Тургенев. Его жизнь и литературная деятельность

0   0
Первый авторСоловьев-Андреевич Евгений Андреевич
Страниц42
ID10954
АннотацияБиографическая библиотека Флорентия Павленкова
Кому рекомендованоБиографическая проза
Соловьев-Андреевич, Е.А. И. С. Тургенев. Его жизнь и литературная деятельность : Очерк / Е.А. Соловьев-Андреевич .— 1895 .— 42 с. — Биографическая проза

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Биографическая библиотека Флорентия Павленкова Биографический очерк Евгения Соловьева <...> И. С. ТУРГЕНЕВ ЕГО ЖИЗНЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Оригинал здесь: Сайт СГГА. <...> Тургенев как человек и художник Источники Предисловие Все в мире периодично или ритмично, как принято выражаться теперь: даже солнце греет неодинаково, и ему порою бывает надо отдохнуть, успокоиться, и оно отдыхает, покоится 10-12 лет, чтобы потом засверкать с необычною силой. <...> Софокл, Фидий, Эврипид, Аристофан явились в конце доблестной эпохи эллинской жизни; в их время уже начался упадок нравов и даже полное их крушение. <...> Шекспир, живя в XVII веке, вдохновлялся средневековыми феодальными нравами, Мильтон был последний из пуритан, итальянец Данте похоронил католицизм, Сервантес - рыцарство, Рабле - средневековые нравы и воспитание... <...> Корни творческого вдохновения Гоголя, Тургенева, Гончарова, Толстого, Островского, Достоевского в той эпохе, когда "крепостное право стояло, как скала". <...> Крепостному праву можно было петь панегирики, воплощая его сущность в мистические и привлекательные формы кротости, смирения, всепрощения, как то делал Гоголь в "Переписке", можно было бесстрастно анализировать его, как Гончаров, относиться к нему с горячей ненавистью, как Тургенев,- это безразлично: образы великих художников выросли на почве, уже выслушавшей свой смертный приговор от истории,- на почве, уходившей из-под ног. <...> Крепостное право стояло, как скала",- на бумаге; крепостные отношения трещали по всем швам - в действительности. <...> Внизу крепостные волновались и буянили беспрестанно: их то и дело приходилось укрощать штыками и пушками. <...> В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя - враг этот был крепостное право. <...> Рабство, лицемерно прикрывавшееся названием крепостной зависимости, хладнокровное мучительство и издевательство <...>
И._С._Тургенев._Его_жизнь_и_литературная_деятельность.pdf
Биографическая библиотека Флорентия Павленкова Биографический очерк Евгения Соловьева И. С. ТУРГЕНЕВ ЕГО ЖИЗНЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Оригинал здесь: Сайт СГГА. Содержание: Предисловие 1. Детство, отрочество и юность. 2. За границей. - Сороковые годы. - Тургенев и Белинский 3. Пятидесятые годы.- Кружок эпикурейцев 4.Шестидесятые годы.- "Отцы и дети" 5. Последние годы.- Мировая слава 6. Тургенев как человек и художник Источники Предисловие Все в мире периодично или ритмично, как принято выражаться теперь: даже солнце греет неодинаково, и ему порою бывает надо отдохнуть, успокоиться, и оно отдыхает, покоится 10-12 лет, чтобы потом засверкать с необычною силой. В жизни каждого народа бывают эпохи напряжения сил и их упадка, эпохи равнодушия и ненависти, стремления к материальному благосостоянию и к громким, смелым делам. Законы этого ритма, этой периодичности таинственны и пока совершенно неизвестны науке, которая лишь присматривается к факту, не имея силы объяснить его. Но само явление периодичности, ритма - несомненно в жизни солнца или жизни искусства. Есть эпохи возрождения, упадка и самые грустные - переходные, когда таланты не дают ничего положительного, цельного, а лишь обещают дать что-то, по-видимому важное, новое, хотя и неизвестно что. Такую эпоху переживаем мы теперь. В другое время даже слабая сравнительно сила распускается полностью, поражает яркостью своих красок. Иногда все живет точно окутанное осенним туманом, иногда - при полном солнечном блеске... В жизни искусства есть своя таинственная периодичность. Многие, начиная с Аристотеля, пытались пояснить ее законы понятными для нас причинами. Аристотель говорил: "Искусство достигает наивысшего блеска, когда человек наиболее хочет жить..." Но мы не можем принять этого объяснения: факты противоречат ему. Бокль утверждал, что расцвет искусства совпадает с расцветом любознательности вообще, т.е. науки. История несогласна и с ним. Спенсер предложил формулу, которая представляется наиболее вероятной. Он говорит, что область искусства - прошлое, воспоминание, что высочайшие образцы художественного творчества появляются лишь тогда, когда какая-нибудь историческая эпоха пережила себя и исчезает в вечность. Так было в Греции, Риме, Англии. Софокл, Фидий, Эврипид, Аристофан явились в конце доблестной эпохи эллинской жизни; в их время уже начался упадок нравов и даже полное их крушение. Римское искусство, кроме красноречия, все целиком принадлежит периоду империи и упраздненной республики. Шекспир, живя в XVII веке, вдохновлялся средневековыми феодальными нравами, Мильтон был последний из пуритан, итальянец Данте похоронил католицизм, Сервантес - рыцарство, Рабле - средневековые нравы и воспитание... Не то же ли самое было и у нас? Крепостная дореформенная Русь в годы своей агонии выдвинула целую плеяду первоклассных талантов. Корни творческого вдохновения Гоголя, Тургенева, Гончарова, Толстого, Островского, Достоевского в той эпохе, когда "крепостное право стояло, как скала". Крепостному праву можно было петь панегирики, воплощая его сущность в мистические и
Стр.1