СОЛЛОГУБ, Владимир Александрович [8(20).VIII.1813, Петербург --5(17)VI.1882, Гамбург;
похоронен в Москве] -- прозаик, поэт, драматург, мемуарист. Родился в аристократической семье. Отец -тайный
советник, церемониймейстер, меценат, театрал, был известен в петербургском свете (о нем
говорится в черновом варианте первой главы "Евгения Онегина": "Гуляет вечный Соллогуб"). Мать,
урожденная Архарова, была незаурядной личностью, с серьезными литературными интересами.
Московский дом Архаровых славился своим гостеприимством, упоминается в "Войне и мире" (Т. 2.-- Ч. I.
-- Гл. XI; Ч. V,-- Гл. X). Первоначальное образование С.-- домашнее, учителем российской словесности
был П. А. Плетнев. Вместе с родителями он посещал салон президента Академии художеств и директора
императорской библиотеки А. Н. Оленина, где видел А. С. Пушкина, Н. И. Гнедича, И. А. Крылова,
многих художников и музыкантов. С 1830 по 1834 г. С.-- студент Дерптского ун-та. Занимался неровно,
увлекался разными науками, участвовал в любительских спектаклях и усвоил тип поведения, подобающий
настоящему "буршу". Ун-т С. окончил действительным студентом (вместо звания кандидата,
обеспечивающего довольно высокий служебный чин). С. не стал профессиональным литератором, а
сочетал творчество со службой. С 1835 г.-- чиновник особых поручений при министерстве внутренних
дел, служит в провинции (Смоленск, Витебск, Тверь). "Вот моя жизнь... большая дорога, по которой часто
приходится ездить в тележке",-- писал он А. Н. Карамзину (А. С. Пушкин в письмах Карамзиных.-- С. 61).
Все же много времени он проводил в Петербурге. В 1839 г. пожалован в камер-юнкеры. В ноябре 1840 г.
женится на Софье Михайловне Вильегорской, дочери гр. М. Ю. Вильегорского, занимавшего высокое
положение при дворе, известного мецената. Бракосочетание совершилось в малой церкви Зимнего дворца,
посаженым отцом невесты, фрейлины императрицы, был Николай I. После венчания на вечере у
Вильегорских присутствовал весь двор.
В 1842 г. С. переходит в чине коллежского асессора в Государственную канцелярию, в 1843 -1844
гг. путешествует по Европе (Германия, Париж, Ницца). В 1849 г. С. оставил службу и в течение года
проживал в своем имении (Никольское Симбирской губ.), а с 1850 г. продолжил службу по министерству
внутренних дел при наместнике кавказском и генерал-губернаторе новороссийском М. С. Воронцове. В
1852 г. получил чин статского советника. Живя на Кавказе, занимался устройством русского театра,
способствовал сближению русской и грузинской культур, сотрудничал в газете "Кавказ" (печатал там
очерки). С 1856 г.-- чиновник особых поручений при министерстве двора (в частности, составляет
описание коронации Александра II), получает звание камергера. По распоряжению мин-ва двора в 1857-1859
гг. находится в Париже для изучения парижских театров, принимал участие в музыкальных и
театральных дискуссиях. По возвращении обосновался в Дерпте, в разных должностях служил при
остзейских генерал-губернаторах, часто бывал в Петербурге.
В 60 гг. сферой интересов С. становится тюрьмоведение. В 1870 г. командирован во Францию для
изучения тюремного дела, после чего получает назначение директора Московского попечительного совета
по тюрьмам, становится автором специальных работ "Об организации в России тюремного труда" (М.,
1866); "Тюрьмы и театры" (Москва.-- 1867.-- No 3, 9, 15). С 1875 г. Сопредседатель комиссии по
преобразованию тюрем в России, живет то в Москве, то в Германии или Франции. В 1877 г. во время
русско-турецкой войны в качестве официального историографа находился в императорской штабквартире
и в итоге опубликовал "Дневник высочайшего пребывания за Дунаем в 1877 г." (Спб., 1878),
выдержанный в официальном духе.
После смерти жены (с ней С. фактически давно разошелся) в 1878 г. женится на В. И.
Аркудинской. Она была много его моложе и не аристократического происхождения, что вызвало
неодобрение света. Последние годы жизни провел за границей.
Службу С. сочетал с творчеством, с активным участием в литературной жизни. С 15 лет начал
сочинять стихи, шуточные и элегические, эпиграммы и послания (иногда на французском языке),
романтическую поэму "Стан", в основном подражательные. В 1855 г. выпустил сборник "Тридцать четыре
альбомных стихотворения" (Тифлис), открывавшийся стихотворением, где были строки: "Стихи не в моде
уж давно, / Стихи плохие и подавно". Талант С. по-настоящему реализовался в прозе. Дебютировал в 1837
г. рассказами "Три жениха" (Современник.-- 1838.-- No 9) и "Сережа (Лоскуток из вседневной
жизни)" (Литературные прибавления к "Русскому инвалиду".-- 1838.-- No 15). Эти произведения прошли
незамеченными. Подлинная писательская биография начинается с появления в печати рассказа "История
двух калош" (Отечественные записки.-- 1839.-- No 1), принесшего ему признание. По свидетельству И. И.
Панаева, "История двух калош" "наделала столько шуму, что она читалась даже теми, которые никогда
ничего не читали... по крайней мере по-русски; в большом свете с неделю только говорили об этих
"Калошах"... Соллогуб был в ходу" (Панаев И. И. Литературные воспоминания. -- М., 1950.-- С. 270).
Драма любви бедного скрипача, униженного и оскорбленного великосветским обществом, здесь
изображена на широком социальном фоне (ремесленники, отверженные художники); романтическая
коллизия таланта и толпы здесь снижена, в рассказе много комизма. Впоследствии С. написал на него
пародию (Литературная газета.-- 1845.-- No 1). В прозе С. преобладают произведения о высшем свете и
Стр.1