Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Экономическая основа

0   0
Первый авторРоманов Пантелеймон Сергеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID9851
Кому рекомендованоРассказы
Романов, П.С. Экономическая основа : Рассказ / П.С. Романов .— : [Б.и.], 1928 .— 8 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/9851 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Пантелеймон Романов ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА Источник: Пантелеймон Романов. <...> I Лиза Чернышева, красивая тридцатипятилетняя женщина в мехах, артистка одного из лучших театров Москвы, встретила на улице бедно одетого человека, в котором узнала своего прежнего жениха, когда-то сына богатого владельца многих домов, по фамилии Болховитинов. <...> Встреча эта всколыхнула в ней прошлое, казалось, давно позабытое, и поразила ее восприимчивую душу жестокостью жизни, которая из богатого и в то же время чудесной души человека сделала бездомного, безработного бедняка. <...> Придя домой, Лиза Чернышева сказала прислуге Насте: -- Когда придет господин, по фамилии Болховитинов, впустите его, а для остальных меня сегодня нет дома. <...> Она плакала от невыразимой, бессильной жалости к человеку, с которым она встречала весну своей жизни, к человеку, когда-то молодому, красивому, нежному, беззаботному и теперь так униженному. <...> Его фигура в стареньком осеннем пальто, несмотря на сильный мороз, всунутые в рукава руки, покрасневшие от холода, и на ушах суконные наушники -- поразили ее. <...> И она, примирившаяся было с новым строем с того времени, когда получилась возможность жить и одеваться по-прежнему прилично, вдруг опять почувствовала всю бездушную жестокость этого строя, который мог так унизить, так заставить страдать и, в сущности, обречь на медленную смерть людей, виноватых только тем, что они прежде были богаты. <...> Этот строй берет только тех, кто ему нужен. <...> И нежная душа этого человека с его былым культом Парижа, всегда философски созерцательно настроенного, конечно, не нужна этой жизни, которая выше всего ценит не личность человека, а его полезность. <...> Для нее выше всего хлеб, ситец и грубые мужицкие руки, производящие "необходимые для жизни предметы". <...> Поистине, человек становится животным с того момента, как только перестает ценить не необходимое, когда он ограничивается только "насущными <...>
Экономическая_основа.pdf
Пантелеймон Романов ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА Источник: Пантелеймон Романов. Избранные произведения. Изд-во "Художественная литература", Москва, 1988. OCR и вычитка: Александр Белоусенко (http://belolibrary.imwerden.de), 20 августа 2002. I Лиза Чернышева, красивая тридцатипятилетняя женщина в мехах, артистка одного из лучших театров Москвы, встретила на улице бедно одетого человека, в котором узнала своего прежнего жениха, когда-то сына богатого владельца многих домов, по фамилии Болховитинов. Встреча эта всколыхнула в ней прошлое, казалось, давно позабытое, и поразила ее восприимчивую душу жестокостью жизни, которая из богатого и в то же время чудесной души человека сделала бездомного, безработного бедняка. Она взяла с него слово, что он непременно зайдет к ней сегодня. Придя домой, Лиза Чернышева сказала прислуге Насте: -- Когда придет господин, по фамилии Болховитинов, впустите его, а для остальных меня сегодня нет дома. Раздевшись, она прошла в спальню и целый день плакала на диване. Она плакала от невыразимой, бессильной жалости к человеку, с которым она встречала весну своей жизни, к человеку, когда-то молодому, красивому, нежному, беззаботному и теперь так униженному. Его фигура в стареньком осеннем пальто, несмотря на сильный мороз, всунутые в рукава руки, покрасневшие от холода, и на ушах суконные наушники -- поразили ее. В особенности эти наушники. И она, примирившаяся было с новым строем с того времени, когда получилась возможность жить и одеваться по-прежнему прилично, вдруг опять почувствовала всю бездушную жестокость этого строя, который мог так унизить, так заставить страдать и, в сущности, обречь на медленную смерть людей, виноватых только тем, что они прежде были богаты. Этот строй берет только тех, кто ему нужен. И нежная душа этого человека с его былым культом Парижа, всегда философски созерцательно настроенного, конечно, не нужна этой жизни, которая выше всего ценит не личность человека, а его полезность. Для нее выше всего хлеб, ситец и грубые мужицкие руки, производящие "необходимые для жизни предметы". Поистине, человек становится животным с того момента, как только перестает ценить не необходимое, когда он ограничивается только "насущными потребностями". Во главу угла теперь поставлена "экономическая основа". Это называется, что они строят жизнь на основах справедливости: сначала одних переморят, как крыс, а среди других разведут справедливость и братские отношения. Пятнадцать лет тому назад они были вместе в Париже женихом и невестой. Это была ее первая любовь. И теперь, как дорогое воспоминание, хранятся в ее душе образы далекого Парижа: и красные сквозь деревья бульваров ночные огни Монмартра, и возбужденная сутолока, и раскрытые двери кафе, залитые ярким светом, и ночной блеск нагладившегося, как зеркало, асфальта, в котором отражаются экипажи, фонари, огни. Помнит ту нетерпеливую, приподнятую жажду жизни и ощущений, какие рождались от этой всегда возбужденной толпы, от этого ослепляющего света, от завидной доступности женщин. Помнит она свои именины, 8 августа, и поздний обед в Булонском лесу на островке, в ресторане с разноцветными бумажными фонариками, где они ели огромного лангуста и пили шампанское. А потом переезжали в большой лодке на берег. В этой лодке ехало много народа -- мужчин и женщин,-- и она со смутным, преступным любопытством чувствовала близость чужих мужчин в тесноте лодки. Преступным потому, что то чувство, какое, она думала, может пробуждать в ней один он, шло к ней со всех сторон, а не только от него. Помнит она прогулки на пароходе по Сене, синюю дымку утренних улиц, цветы на окне своей
Стр.1