Ричардсон // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
Т. 9. --М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. -- Стб. 713--716.
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-7132.htm
РИЧАРДСОН Семюэл [Samuel Richardson, 1689--1761] -- английский романист, один из
основоположников европейского сентиментализма (см.). Родился в семье столяра. Работал наборщиком,
корректором, позднее стал собственником небольшой типографии. Конец жизни провел в материальном
достатке, окруженный почетом и известностью.
Лит-ую деятельность Р. начал поздно. В 1740--1741 он дебютировал романом в письмах "Pamela,
or the virtue rewarded" (Памела, или вознагражденная добродетель), быстро завоевавшим себе широкую
популярность не только в Англии, но и на континенте. Роман повествует о несокрушимой добродетели
девушки-служанки, за к-рой настойчиво ухаживает ее господин, распутный повеса лорд. Чтобы сломить
сопротивление девушки, он пускает в ход все средства, вплоть до оскорблений и клеветы. Но все
напрасно. Добродетель Памелы торжествует, и в конце концов лорд женится на ней, покоренный ее
стойкостью и незлобивостью. Победа оказывается на стороне мещанской морали, аристократический
Дон-Жуан безоговорочно капитулирует. Пользуясь эпистолярной формой, автор широко раскрыл
внутренний мир своих героев, набросал картину сложных душевных переживаний. Роман быстро стал
знаменем борьбы мелкой буржуазии в европейском масштабе. Зато со стороны враждебного лагеря на
него посыпались многочисленные пародии ("Поведение Памелы в высшем свете", 1741; "Анти-Памела";
"Памела осужденная"; пародия Филдинга "Джозеф Эндрюз", 1742, и др.), стремившиеся ослабить
огромное впечатление, произведенное романом.
Популярность Р. еще больше возросла после выхода в свет его второго романа "Clarissa Garlow,
or the history of a young lady" (Кларисса Гарло, 7 тт., 1747--1748), в к-ром изображалась трагическая
судьба молодой девушки из богатой-буржуазной семьи, падающей жертвой своей любви к красавцу
аристократу, повесе и бреттеру Ловеласу (имя, ставшее нарицательным). По словам автора, в романе
затрагиваются "важнейшие отношения семейной жизни", особенно же показываются несчастья,
проистекающие из "непредусмотрительного отношения детей и родителей в делах брака". "Кларисса" -ярчайший
образчик семейного буржуазного (т. н. сентиментального) романа. Произведение это имело
шумный успех. Читатели оплакивали судьбу Клариссы, но также, что уже шло в разрез с намерениями
автора, весьма тепло отнеслись к образу обаятельного волокиты Ловеласа. Чтобы дать читателям
подлинного "героя", Р. выпустил свой третий роман "History of Sir Charles Grandison" (Сэр Чарльз
Грандисон, 6 тт., 1753). Грандисон должен был явить идеал "порядочного" человека, истого
джентельмена, как его понимал мелкий буржуа. Но аристократ в роли олицетворения мелкобуржуазных
пуританских добродетелей оказался сухой и мертвой фигурой. Роман этот такого успеха, как первые два,
не имел. Между тем дух пуританского морализирования, столь резко выявившийся в "Грандисоне",
вообще составляет характерную черту художественного метода Р. За психологом в Р. неизменно
скрывается мыслитель-моралист, внимательно изучающий внутреннюю жизнь человека со стороны ее
нравственных функций как возможную иллюстрацию к тем или иным положениям буржуазнопуританской
этики. Его интересуют не страсти сами по себе, но психологическая механика добродетели
или порока. Отсюда тот рассудочно-аналитический характер, к-рым отмечены психологические
зарисовки Р. (стремление к систематизации чувствований, каталог нравственных достоинств Памелы в
конце одноименного романа, аналитические штудии Клариссы: стремясь все увидеть, обсудить и
оценить, она делает для себя подробное перечисление и классификацию достоинств и недостатков
Ловеласа с обозначением их всех по номерам и пр.). В этом -- характерная особенность Р., резко
отличающая его жанр от молодого Гёте и др. сентименталистов-штюрмеров, иррационалистов по своим
основным тенденциям. От последних Р. отличается и неприязнью ко всему экзальтированному, стихийно
необузданному. Его герои чуждаются бурных порывов, сильных восклицаний, их речь часто впадает в
книжную правильность или даже напыщенность. При всем этом творчество Р. сыграло огромную роль в
деле ниспровержения канонов классицистической лит-ры.
Огромная масса английской мелкой буржуазии, вызванная к широкой политической жизни двумя
предшествующими революциями и началом промышленного переворота, увидела в Р. своего
крупнейшего писателя. Французская буржуазия, подготовлявшая почву для революции 1789, особенно
восторженно встретила произведения Ричардсона. Дидро (см.) поставил Р. наряду с Гомером, Софоклом,
Еврипидом. Руссо считал, что ничего подобного романам Р. ни на одном языке создано не было. В
Германии Клопшток, Виланд, Геллерт и др. восхваляли Р. Романы Р. были также в конце XVIII и начале
XIX вв. весьма популярны и в России. С начала XIX в. популярность Р. стремительно падает. В условиях
XIX века проблематика его романов утратила свою актуальность, и за Ричардсоном установилась
репутация многословного и скучного писателя.
Стр.1