Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Ричардсон

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID9757
АннотацияОб авторе (Ричардсон Сэмюэл). Статья из Литературной энциклопедии
Кому рекомендованоОб авторе
Ричардсон : Статья .— : [Б.и.], 1935 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/9757 (дата обращения: 20.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ричардсон // Литературная энциклопедия: В 11 т. <...> http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-7132.htm РИЧАРДСОН Семюэл [Samuel Richardson, 1689--1761] -- английский романист, один из основоположников европейского сентиментализма (см.) <...> Конец жизни провел в материальном достатке, окруженный почетом и известностью. <...> В 1740--1741 он дебютировал романом в письмах "Pamela, or the virtue rewarded" (Памела, или вознагражденная добродетель), быстро завоевавшим себе широкую популярность не только в Англии, но и на континенте. <...> Роман повествует о несокрушимой добродетели девушки-служанки, за к-рой настойчиво ухаживает ее господин, распутный повеса лорд. <...> Чтобы сломить сопротивление девушки, он пускает в ход все средства, вплоть до оскорблений и клеветы. <...> Добродетель Памелы торжествует, и в конце концов лорд женится на ней, покоренный ее стойкостью и незлобивостью. <...> Победа оказывается на стороне мещанской морали, аристократический Дон-Жуан безоговорочно капитулирует. <...> Пользуясь эпистолярной формой, автор широко раскрыл внутренний мир своих героев, набросал картину сложных душевных переживаний. <...> Роман быстро стал знаменем борьбы мелкой буржуазии в европейском масштабе. <...> Зато со стороны враждебного лагеря на него посыпались многочисленные пародии ("Поведение Памелы в высшем свете", 1741; "Анти-Памела"; "Памела осужденная"; пародия Филдинга "Джозеф Эндрюз", 1742, и др.), стремившиеся ослабить огромное впечатление, произведенное романом. <...> Популярность Р. еще больше возросла после выхода в свет его второго романа "Clarissa Garlow, or the history of a young lady" (Кларисса Гарло, 7 тт., 1747--1748), в к-ром изображалась трагическая судьба молодой девушки из богатой-буржуазной семьи, падающей жертвой своей любви к красавцу аристократу, повесе и бреттеру Ловеласу (имя, ставшее нарицательным). <...> По словам автора, в романе затрагиваются "важнейшие отношения семейной жизни", особенно же показываются несчастья, проистекающие из "непредусмотрительного отношения <...>
Ричардсон.pdf
Ричардсон // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 9. --М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. -- Стб. 713--716. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-7132.htm РИЧАРДСОН Семюэл [Samuel Richardson, 1689--1761] -- английский романист, один из основоположников европейского сентиментализма (см.). Родился в семье столяра. Работал наборщиком, корректором, позднее стал собственником небольшой типографии. Конец жизни провел в материальном достатке, окруженный почетом и известностью. Лит-ую деятельность Р. начал поздно. В 1740--1741 он дебютировал романом в письмах "Pamela, or the virtue rewarded" (Памела, или вознагражденная добродетель), быстро завоевавшим себе широкую популярность не только в Англии, но и на континенте. Роман повествует о несокрушимой добродетели девушки-служанки, за к-рой настойчиво ухаживает ее господин, распутный повеса лорд. Чтобы сломить сопротивление девушки, он пускает в ход все средства, вплоть до оскорблений и клеветы. Но все напрасно. Добродетель Памелы торжествует, и в конце концов лорд женится на ней, покоренный ее стойкостью и незлобивостью. Победа оказывается на стороне мещанской морали, аристократический Дон-Жуан безоговорочно капитулирует. Пользуясь эпистолярной формой, автор широко раскрыл внутренний мир своих героев, набросал картину сложных душевных переживаний. Роман быстро стал знаменем борьбы мелкой буржуазии в европейском масштабе. Зато со стороны враждебного лагеря на него посыпались многочисленные пародии ("Поведение Памелы в высшем свете", 1741; "Анти-Памела"; "Памела осужденная"; пародия Филдинга "Джозеф Эндрюз", 1742, и др.), стремившиеся ослабить огромное впечатление, произведенное романом. Популярность Р. еще больше возросла после выхода в свет его второго романа "Clarissa Garlow, or the history of a young lady" (Кларисса Гарло, 7 тт., 1747--1748), в к-ром изображалась трагическая судьба молодой девушки из богатой-буржуазной семьи, падающей жертвой своей любви к красавцу аристократу, повесе и бреттеру Ловеласу (имя, ставшее нарицательным). По словам автора, в романе затрагиваются "важнейшие отношения семейной жизни", особенно же показываются несчастья, проистекающие из "непредусмотрительного отношения детей и родителей в делах брака". "Кларисса" -ярчайший образчик семейного буржуазного (т. н. сентиментального) романа. Произведение это имело шумный успех. Читатели оплакивали судьбу Клариссы, но также, что уже шло в разрез с намерениями автора, весьма тепло отнеслись к образу обаятельного волокиты Ловеласа. Чтобы дать читателям подлинного "героя", Р. выпустил свой третий роман "History of Sir Charles Grandison" (Сэр Чарльз Грандисон, 6 тт., 1753). Грандисон должен был явить идеал "порядочного" человека, истого джентельмена, как его понимал мелкий буржуа. Но аристократ в роли олицетворения мелкобуржуазных пуританских добродетелей оказался сухой и мертвой фигурой. Роман этот такого успеха, как первые два, не имел. Между тем дух пуританского морализирования, столь резко выявившийся в "Грандисоне", вообще составляет характерную черту художественного метода Р. За психологом в Р. неизменно скрывается мыслитель-моралист, внимательно изучающий внутреннюю жизнь человека со стороны ее нравственных функций как возможную иллюстрацию к тем или иным положениям буржуазнопуританской этики. Его интересуют не страсти сами по себе, но психологическая механика добродетели или порока. Отсюда тот рассудочно-аналитический характер, к-рым отмечены психологические зарисовки Р. (стремление к систематизации чувствований, каталог нравственных достоинств Памелы в конце одноименного романа, аналитические штудии Клариссы: стремясь все увидеть, обсудить и оценить, она делает для себя подробное перечисление и классификацию достоинств и недостатков Ловеласа с обозначением их всех по номерам и пр.). В этом -- характерная особенность Р., резко отличающая его жанр от молодого Гёте и др. сентименталистов-штюрмеров, иррационалистов по своим основным тенденциям. От последних Р. отличается и неприязнью ко всему экзальтированному, стихийно необузданному. Его герои чуждаются бурных порывов, сильных восклицаний, их речь часто впадает в книжную правильность или даже напыщенность. При всем этом творчество Р. сыграло огромную роль в деле ниспровержения канонов классицистической лит-ры. Огромная масса английской мелкой буржуазии, вызванная к широкой политической жизни двумя предшествующими революциями и началом промышленного переворота, увидела в Р. своего крупнейшего писателя. Французская буржуазия, подготовлявшая почву для революции 1789, особенно восторженно встретила произведения Ричардсона. Дидро (см.) поставил Р. наряду с Гомером, Софоклом, Еврипидом. Руссо считал, что ничего подобного романам Р. ни на одном языке создано не было. В Германии Клопшток, Виланд, Геллерт и др. восхваляли Р. Романы Р. были также в конце XVIII и начале XIX вв. весьма популярны и в России. С начала XIX в. популярность Р. стремительно падает. В условиях XIX века проблематика его романов утратила свою актуальность, и за Ричардсоном установилась репутация многословного и скучного писателя.
Стр.1