Пругавин (Александр Степанович) - публицист-этнограф. Родился в 1850 году в Архангельске,
обучался в местной гимназии и Петровской земледельческой и лесной академии, но курса в ней не
кончил из-за участия в студенческих волнениях. До 1879 года должен был жить в Архангельской и
Воронежской губерниях. Столкновения и знакомства с многочисленными последователями разных сект
на Крайнем Севере возбудили в Пругавине желание заняться изучением последних, и результатом этого
изучения была его 1-я печатная статья: "Знаем ли мы раскол?" (в "Неделе", 1877, No 49 и 50, под
псевдонимом Борецкого), за которой последовал ряд других, напечатанных в "Голосе", "Новом
Времени", "Русском Курьере", "Стране", "Русской Мысли", "Вестнике Европы", "Русских Ведомостях",
"Историческом Вестнике", "Неделе" и других. Наиболее замечательные из них: "Еретики" ("Голос", 1880,
No 227, 229 и 234; этой статьей Пругавин вызвал участие к узникам в некоторых высокопоставленных
лицах и особенно в великом князе Константине Николаевиче , благодаря чему состоялось Высочайшее
повеление об освобождении Адриана Пушкина, 15 лет проведшего в полном одиночном заключении на
одном из Соловецких островов, и трех старообрядческих епископов из тюрьмы суздальского монастыря),
"Шлиссельбургская крепость" ("Русская Мысль", 1880, No 12), "Раскол и его исследователи" (ib., 1881,
No 2), "Значение сектантства в русской народной жизни" (ib., 1881, No 1), "Алчущие и жаждущие
правды" (ib., 1881, No 10 и 12 и 1882, No 1; статья эта посвящена изучению секты "сютаевцев" в
Тверской губернии и обратила на себя внимание как в России, особенно графа Л.Н. Толстого , так и за
границей. М. де Вогюе на основании ее написал большую статью о Сютаеве в "Revue des deux mondes",
1883, No 1), "Соловецкие узники" (ib., 1881, No 11), "Генерал Пашков и его проповеди" ("Новое Время",
1880, No 1413), "Привилегированное сектантство" и "Религиозные кружки в Санкт-Петербурге" ("Голос",
1882, No 67, 74, 87 и другие), "Пашковцы" ("Русская Мысль", 1884, No 5; - о Пашкове и пашковцах
Пругавин первый поднял вопрос в печати), "Немоляки" ("Вестник Европы", 1883, No 2), "Уральское
старообрядчество" ("Голос", 1883, No 33 и 37), "Чернокнижники" ("Русские Ведомости", 1883, No 151 и
152), "Губернаторское описание Выгорецкого общества" ("Исторический Вестник", 1883, No 8), "Русские
сектанты до закона 3 мая 1883 года" ("Русская Мысль", 1883, No 10 и 11), "Штунда в Орловской
губернии" ("Русские Ведомости", 1884, No 63 и 70), "Вредные секты. Очерки уральского сектантства по
официальным данным" ("Русская Старина", 1884, No 3 и 4), "Духовно-библейское братство. Очерки
еврейского религиозного движения" ("Исторический Вестник", 1884, No 11 и 12), "Граф Лев Николаевич
и Сютаев" ("Неделя", 1885, No 39, под псевдонимом Борецкий) и "Религиозные кружки в
Москве" ("Северный Вестник", 1887, No 2). Две попытки Пругавина собрать свои статьи по расколу в
отдельное издание окончились неудачей. Книги: "Раскол внизу и раскол вверху. Очерки современного
сектантства" (Санкт-Петербург, 1882) уничтожена по постановлению комитета министров; "Отщепенцы.
Староверы и нововеры. Очерки из области религиозно-бытовых движений русского народа" (СанктПетербург,
1884) уничтожена по требованию духовной цензуры. Появилась в отд. изд. из работ П. по
расколу только "Раскол и сектантство. Материалы для религиозно-бытовых движений русского народа.
Выпуск 1. Библиография старообрядчества и его разветвлений" (Москва, 1887). В своих трудах о расколе
Пругавин ратовал за безусловную веротерпимость и полную равноправность раскольников и доказывал
"тесную связь вопроса о расколе со всеми вопросами нашего общественного быта, которые относятся до
правового и экономического положения народа". Не имея возможности продолжать далее исследований
сектантства, Пругавин обратился в 1888 году к изучению грамотности в нашем простом народе и по
этому вопросу отдельно издал "Программу для собирания сведений о том, что читает народ" (Москва,
1888; 2-е изд., 1891); "Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умственного развития и
просвещения" (Москва, 1890; 2-е изд., 1895; это обширная книга, в которую вошли чрезвычайно ценные
статьи о вольных крестьянских школах, о лубочной литературе, о публичных чтениях для народа и т. д.,
печатавшиеся ранее в разных повременных изданиях, преимущественно в "Русских Ведомостях" и
"Русской Мысли"); "Законы и справочные сведения о начальном народном образовании" (СанктПетербург,
1898). Его новейшие труды: "Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости" (СПб.,
1903); "Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола" (Москва,
1904); "Религиозные отщепенцы" (2 выпуск, СПб., 1904); "Монастырские тюрьмы в борьбе с
сектантством" (Москва, 1905); "Раскол и сектантство в русской народной жизни" (Москва, 1905).
Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Оригинал здесь. Русский биографический словарь.
Стр.1