Л. В. Герашко
Выставка в Рязани, посвященная 180-летию со дня рождения Я. П. Полонского
Ежегодник рукописного отдела пушкинского дома 1998--1999
Л., "Дмитрий Буланин", 2003
OCR Бычков М. Н.
С 8 по 28 февраля 2000 г. в Рязани экспонировалась выставка Я. П. Полонского (1819--1898),
приуроченная к 180-летию со дня его рождения. Ее инициатором была Областная универсальная
библиотека им. А. М. Горького, в филиале которой -- небольшом красивом особняке, где в 1858--1860 гг.
жил М. Е. Салтыков-Щедрин,-- разместилась экспозиция, подготовленная Рукописным отделом и
Литературным музеем Пушкинского Дома. Многими этот факт был оценен как одно из тех странных
сближений, на которые богата жизнь: в парадном зале дома бывшего вице-губернатора, известного
сатирика и критика, когда-то резко отрицательно отозвавшегося о стихах Полонского,1 расположились
документы, свидетельствующие о состоявшейся творческой судьбе, зрелом и полновесном плоде,
который принесла душа поэта.
"Все, чем жила душа моя..." -- строчкой из стихотворения Полонского назвали авторы эту
выставку. Не имея возможности отразить все многообразие художественных интересов, творческих и
личных связей, заключенных в материалах огромного архива,2 остановились на одной теме: поэт и его
поэзия на фоне важнейших событий жизни, в соприкосновении с судьбами людей, наиболее значительных
для его человеческого и творческого становления.
Материалы выставки образуют небольшие смысловые комплексы, которые последовательно
отражают вехи жизненного пути Полонского. В начале экспозиции представлена первая из
сохранившихся рабочих тетрадей поэта -- толстый том, заполненный набросками стихов, черновиками
прозы, записями путевых впечатлений и дневником. Начатая в 1841 году, она охватывает время
окончания Полонским Московского университета, поиски службы, жизнь в Одессе, путешествие вслед за
князем М. С. Воронцовым на Кавказ. Рядом с тетрадью небольшие фотографии в рамках: лица
университетских товарищей Полонского, -- молодых Фета и Аполлона Григорьева, разделявших с ним
первые радости творчества; письма Николая Орлова, сына декабриста М. Ф. Орлова, и Аполлона
Майкова, относящиеся к середине 1840-х гг. Письмо Александры Осиповны Смирновой (урожд.
Россетти), в семье которой Полонский жил в качестве воспитателя ее сына Миши с конца 1855 по июль
1857 г., обозначает очередной поворот в его судьбе: поездка со Смирновыми за границу, где он вскоре с
ними расстался, жизнь в Швейцарии, занятия живописью у Ф. Дидэ,3 знакомство в Риме с графом Г. А.
Кушелевым-Безбородко, который пригласил Полонского редактировать свой журнал "Русское слово",
поездка с семьей графа в Париж, знакомство там с Еленой Васильевной Устюжской,4 которая согласилась
стать его женой... Истории их короткого семейного счастья, болезни и смерти этой прекрасной и
самоотверженной женщины посвящена небольшая группа документов: восторженное стихотворение
поэта, адресованное невесте, ее письмо -- трогательная записка на ломаном русском языке,5 овальный
портрет, на котором они сняты вдвоем в полный рост, и выписка из книги Митрофановского кладбища о
покупке Полонским земли рядом с могилой его жены.
Среди писем, фотографий и документов следующего десятилетия, отражающих кипучую
литературную и общественную деятельность поэта, появляется еще одно женское лицо -- это портрет
Жозефины Антоновны Рюльман, которая в июле 1866 г. стала его женой и впоследствии родила ему троих
детей -- Александра, Наталью и Бориса.
Многолетняя дружба Полонского с И. С. Тургеневым обозначена на выставке только одним
эпизодом: это приезд писателя в Россию в 1881 г. и пребывание семьи Полонских в Спасском-Лутовинове
летом этого года. В витрине письмо Тургенева к Жозефине Антоновне, в котором он сообщает, что снялся
по ее просьбе в фотографии Панова; здесь же и сама фотография с дарственной надписью ей Ивана
Сергеевича. Письма к Полонскому Жозефины Антоновны и юного Александра Яковлевича сообщают о
времяпрепровождении, прогулках и разговорах с хозяином усадьбы, совместных играх, сказках, которые
он придумывал для маленьких гостей.
Одна из витрин была посвящена отношениям Полонского с великим князем Константином
Константиновичем, который избрал его своим литературным наставником и советчиком наряду с А. А.
Стр.1